На "папу Карло" он не обижается

Татьяна Веснина

На "папу Карло" он не обижается
Владимир Захаров сотворил и Потолочника, и Попрошайку

        Вначале была Песня. Она звучала среди ночи под гитару в лесной избушке. Он слушал пение гитарных струн, собственный голос - и удивлялся. Целый год он не мог привыкнуть к этим звукам в ночной тиши. Целый год он водил в избушку друзей. Собирались вечером. Шли в глубоких сумерках. Когда ни дороги, ни тропки не было видно. "Куда ты завел нас? Не видно ни зги!" - шутили спутники, но покорно шли за ним. И вдруг, именно "вдруг", оказывались в уютной не то сторожке лесника, не то охотничьей заимке. Зажигали керосиновую лампу. Друзья удивлялись, восхищались, радовались. А он им завидовал - ему никто не дарил Сказку. Потому что он сам сочинял и дарил ее...

        О Владимире Захарове таких историй-мифов можно рассказывать сколько угодно. Можно даже выдумывать о нем небылицы. Он и сам провоцирует на это. То вдруг заявит: "Я не умный, не начитанный. Когда пишу - мозги отдыхают. Потому что писатель я ненастоящий". Слушаю и соображаю: где-то эту фразу я уже читала. Господи, да у него же и читала! Его сборник рассказов, стихов и сказок начинается с этого признания.
        Оригинальных версий собственной жизни у Владимира Захарова хватит на всех. Например, Дедушка (плод захаровской фантазии и его золотых рук) Володиным голосом очень убедительно рассказывает посетителям выставки "Живые куклы" (что действует сейчас в выставочном зале Союза художников), что он "с детства Володьку знает". Помнит, как тот сначала сделал перчаточную куклу, потом куклу на запястье, потом механическую, потом Наплечника... Потом сказку про Жана сочинил, потом другую - про Жана и про Маленького принца.

ОФИЦИАЛЬНО:
        Владимир Захаров родился под Ташкентом. В Томск приехал 31 год назад. Поступил в ТПИ, в 1979 году успешно окончил электроэнергетический факультет. Работал на "Контуре", приборном заводе, в НИИ технологии машиностроения, театре куклы и актера "Скоморох". В начале 90-х годов вместе с Ольгой Кушковой создал театр "Два плюс Ку". Оживлением пространства занимается с конца 90-х. Мастер спорта по спортивному ориентированию. Лауреат первого фестиваля самодеятельной песни в ТПУ.


        А потом и вовсе вывел новую породу" кукол и с их помощью начал оживлять пространство, чем несказанно удивил весь мир. Захаров рассказывает, что теперь его "дети" разъехались не только по всей России, но и по всему миру. Они живут на Кипре (Шариков и профессор Преображенский), в Германии, Австрии, Израиле. Вместе с "родителем" они побывали на кукольных фестивалях в Бельгии, Испании, Австрии, Германии. Ему веришь.
        Зато когда сам Захаров говорит: "Одна женщина в Новосибирске влюбилась в Наплечника - все держала его за ножку, никак не могла отпустить", - почему-то начинаешь сомневаться: не разыгрывает ли? Но, вспомнив собственное первое удивление от встречи с захаровскими куклами и особенно историю с украденной Бабушкой, опять принимаешь все за чистую монету. Напомню, история с Бабушкой случилась прошлым летом. Из кафе "Кукушка", где проходила выставка "Оживление пространства", украли любимую куклу Захарова, по сути, "товарное лицо" "Кукушки". Бабушка в выставке-спектакле "играла" роль Арины Родионовны. Украл, как выяснилось в ходе следствия, 19-летний "поклонник". Его просят: верни по-хорошему, отдай добром, а то под суд, но он - в "несознанку": не хочет расставаться со старушкой.
        Поразительно, Захаров говорит о злоумышленнике с теплотой, ибо понимает человека: ну, влюбился в Бабушку! Вот она, великая сила искусства. Кстати, мастер уже вырезал и оживил другую Арину Родионовну (четвертую по счету). Сейчас она вместе с Пушкиным Леонтия Усова стоит, вернее, сидит, в Москве, в центральном павильоне ВВЦ (бывшая ВДНХ). Сидит и ведет разговоры со своим гениальным Сашенькой...
        Во всем, что делает Захаров, есть что-то от театрального "почти". Все - на грани реальности и вымысла, сна и яви. Все - игра воображения. Попурри на темы жизни и сказки. В литературе и на театре это называется мистификацией. Захаров так и живет - мистифицируя все вокруг Ведь что такое "оживление пространства", как не мистификация? Наглядный пример - странноватая пара, которая живет в витрине магазина "Олимпик": граждане, торопящиеся уехать по своим делам, останавливаются и завороженно смотрят, как Он и Она "культурно отдыхают" за бокалом вина. А Попрошайка в "Вечном зове"? Настолько убедительно призывает подавать, что подают, не скупясь.
        - Пришли как-то ко мне ребята из фирмы, которая занимается навесными потолками, заказать куклу, которая бы рекламировала их работу. Они полагали, что я сделаю нечто наподобие Шляпницы или Повара "Провансаля". Я им предложил Потолочника, который так освоил свою профессию, что ползает по потолку, как муха. Они подумали и согласились. И вот что из этого вышло, - и Захаров показывает мне фотографию, на которой человек-паук висит вниз головой. - Им так эта игрушка понравилась, что они заказали куклу, которая бы отлично штукатурила стены. "А зачем вам еще один Потолочник?" - спросил я их и предложил "оживить" стену.

НЕОФИЦИАЛЬНО:
        Любит женщин, лес, авторскую песню, стихи Бродского, Цветаевой, Губанова, песни Лены Фроловой, вообще - мир образов.

        Теперь стенка, которую поглаживают, расплывается в улыбке и зажмуривает глаза от удовольствия... А можно и вовсе ничего не выдумывать о Захарове, а писать голую правду -о том, как он придумал себе театр-дом. Или о том, как регулировщик радиоаппаратуры, а потом слесарь-механик по сборке особо точных приборов в тех же 80-х придумал себе другой мир - мир, населенный маленькими деревянными скульптурами, "корнепластикой" и собственными песнями. И все это будет читаться как вымысел, сказка, легенда, миф. Потому что та страна, в которой технарь был певцом и поэтом, а поэт - кочегаром и дворником, уже сама стала мифом.
        Впору усомниться даже тем, кто помнит те "тухлые" 80-е: было или не было? К слову, Захаров помогал сотворению одноименного легендарного спектакля Романа Виндермана. Помните, "Было или не было?" Но "Скоморох" - не первый кукольный театр, где Владимир Захаров применил свое умение "папы Карло". Перед тем как прийти в профессиональный театр, семь лет он "проработал" в кукольном театре НИИ технологии машиностроения.
        - Я стою на пороге серьезных перемен в моей жизни, -предупредил меня Володя с самых первых минут встречи. Я подумала о переменах в личной жизни мастера, а он мне стал рассказывать о будущей работе...
        - Это будет принципиально новый спектакль, ибо в нем будут задействованы куклы театральные, "живые" и живой актер, то есть я. Моноспектакль называется "Бред старого робототехника".
        Коротко Володя рассказал идею представления. Ибо сюжет или даже фабулу не передашь в словах - ведь нельзя рассказать рождающуюся прямо на глазах фантазию, игру воображения. Я пыталась представить его сидящим за столиком кафе. Вот он выпил вина, съел яблоко и вдруг заметил, что роза на столике... живая. Пытаюсь представить, как он играет своими руками, которые превращаются в Прохожего. Как реагирует на оживленный им же самим
Фонарь... В основе его спектаклей всегда лежат запрограммированные случайность и импровизация. Именно они делают спектакли живыми и неожиданными. Даже для него самого.
        - Когда я смотрю на то, что сделал, - сам себе удивляюсь, - признается он. Но тут же поправляет себя: "Мы сделали". "Мы" - это "великий программист" Серега Гурин, который предложил использовать компьютер в театре, с этого и начался театр "Два плюс Ку", и электронщик Серега Ильин - благодаря его опыту куклы аппаратно работают, и еще два мастера-механика, которые помогают Захарову оживить куклу. Ну, а вырезает из дерева куклу он сам.
        Спрашиваю, не надоело ли ему сравнение с папой Карло? Отвечает строчкой из будущего спектакля:
        - "Посмотрим, кто из нас Буратино", - скажет мне гигантская Говорящая Голова, у которой я буду сидеть на руке, точно кукла на запястье...

"День добрый" ("Томский вестник"), 29 марта 2003 г.


Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2003 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
В Москве заказать подарки в интернет магазине ЦентралШоп.ру.