"Мастер и Маргарита" на карте Томской области

 

 

 

 

Андрей Колемасов
Актёр, руководитель театра "Осколки"

"Мастер и Маргарита" на карте Томской области

Андрей Филимонов

        В Томске роман Булгакова «Мастер и Маргарита» несколько раз пытались перенести на театральные подмостки. В 1986 году Роман Виндерман поставил поэтическую фантазию Павла Грушко. В этом спектакле и Мастер, и Воланд, и даже Степа Лиходеев говорили стихами. В 1989 Театр юного зрителя пригласил для постановки романа режиссера из Москвы. Тюзовский спектакль шел один сезон и многим запомнился по-настоящему обнаженной Маргаритой в сцене бала у сатаны. Как нам удалось выяснить, этими двумя постановками не исчерпывается список томских прочтений великого романа. В 99 он воплотился на сцене Дома культура села Кривошеино, в постановке принимала участие чуть не вся милиция района.

        В 1986 году их было больше сотни, кукол из спектакля "Мастер и Маргарита", поставленного Романом Виндерманом. Сохранилось лишь несколько второстепенных персонажей. Из свиты Воланда, например, уцелела ведьмочка Гелла. Рукописи не горят, но куклы теряются.
        Последний раз кукольного "Мастера" показали в Томске в 91 году. Потом пожарные закрыли старое здание "Скомороха". Потом развалился мир, описанный Булгаковым. Бездомный театр несколько лет кочевал по европейским фестивалям. Там, за границей, актеры убедились, что Воланд действительно существует.

        Дмитрий Никифоров, актер: «Возвращались с очередного фестиваля, курили у границы. Подходит к нам иностранец, протягивает визитную карточку, на которой написано – Воланд».

        Многочисленные булгаковские персонажи в "Скоморохе" жили, как сверчки, - в каждой щели старого здания. Спектакль игрался на всем невеликом пространстве театрального зала.

        Любовь Петрова, художник театра: «Недаром рецензия Травиной, посвящённая этому спектаклю, называлась "В пятом измерении"».

        Похоже, что там, в пятом измерении, остались главные персонажи скомороховской постановки - и мастер, и бродячий философ Иешуа, и всадник Пилат.

        Любовь Петрова, художник театра: «Это любимая собака Понтия Пилата. Она пережила два потопа в старом здании и, Слава Богу, ещё сохранилась. Когда Пилат просил отпустить его, собака вот так поднимала голову и смотрела в зал».

        Участники движения самодеятельной песни были, возможно, самыми горячими поклонниками легендарного романа. Они читали, а потом пели о прочитанном. Каждая девочка чувствовала себя Маргаритой, каждый мальчик - Мастером. Булгаковщина была абсолютной реальностью.

        Наталья Нелюбова, певица: «К нам должен приехать бард. Когда в клубе сказали, что приезжает Сергей Булгаков, все встали и спросили: Тот самый?»

        Андрей Колемасов, актёр: «Я с удовольствием вспоминаю об этом времени, спектакле и об этой работе. Это было театральное событие. Многие слышали об этом романе, но не могли его прочесть, а тут спектакль».

        Андрей Колемасов сыграл две роли, Иешуа и Мастера, в тюзовской постановке романа. Премьера состоялась в конце 89-го года. Тогда и в провинции было уже нестрашно покушаться на символы уходящей советской эпохи. А режиссер этого спектакля был специально приглашен из Москвы.

        Николай Кузнецов, художник: «Психбольница им трактовалась как тюрьма. Трамвай "Аннушка" был с красной звездой и номером 137, такой, знаете ли, намек».

        Но эпатаж не исчерпывался политикой. Тюзовская Маргарита летала на бал, как описано в романе, "без ничего".

        Андрей Колемасов, актёр: «Все же ходили смотреть на голую Маргариту».

        В спектакле Кривошеинского театра Маргарита качается на маятнике.

        Фарид Мустафин: «Когда Маргариту ловили, ему локтем попало, и у него настоящий фингал. Я его спрашиваю "а люди, которые тебя били - тоже добрые?". И все хохочут».

        В этот понедельник в селе Кривошеино испортился телепередатчик, и зрители не увидели первых серий "Мастера и Маргариты". Директор клуба Татьяна Нестерова знает, это случилось из-за нее, потому что она в 99 году отважилась поставить "Мастера и Маргариту" на клубной сцене.
        Только мистики могут собраться вместе на полгода, чтобы потом сыграть спектакль один раз. Татьяна, разумеется, исполняла роль Маргариты, ее муж Владимир - Мастера.

        Татьяна Нестерова: «Это для каждого был поступок. Поставить в селе "Мастера и Маргариту" это подвиг».

        В этом подвиге районного ДК участвовали не только пять сотрудников милиции, вокальный ансамбль, танцевальная группа и водитель грузовика в роли Воланда, но также силы света и тьмы. Последние, разумеется, пакостничали, ломали ноги участникам спектакля, зато светлые силы вознаградили их миллионом алых роз, которые неизвестно откуда появились на крыльце Дома культуры в ночь после премьеры.

        Татьяна Нестерова: «Все были обалдевшие. Брали эти розы, осыпали друг друга. И никто не знал откуда они появились».

        Вскоре после премьеры кривошеинский Дом культуры закрылся навсегда. Мистики из народного театра увидели в этом не кризис коммунальной системы, а руку Воланда. Как и в том, что им не удалось собрать 5 тысяч для гастролей в Томске. Засохшие розы, обгоревшие рукописи и воспоминания - вот и все что осталось от театральных постановок Булгакова в наших краях.

        Николай Кузнецов, художник: «Рукописи не горят, но это не значит, что их можно найти там, где их оставили. Они где-то в другом месте».

Андрей Филимонов. Телекомпания ТВ2, пр. "Час Пик Суббота", 24.12.2005

 

На главную | Новости | Контакты | |

 



Главная страница
Реклама:
акрил
Иномарки Бизнес аренда автобуса.
фасадные панели, алюминиевые композитные панели.