Небо в осколках

 

 

 

 

Куклы
из спектакля "Осколки неба", театр "Скоморох", 2007

 

Небо в осколках

Татьяна Веснина

«Скоморох» серьезно болен битломанией

        Сначала они лежали в ванне – Джоны Ленноны (пять штук), Полы Маккартни (три штуки), а с ними Джорджи Харрисоны (в двух экземплярах) и Ринго Стар (один). Потом принесли еще нескольких Леннонов и положили сверху. Заодно поинтересовались, когда будут готовы руки для Пола. «Скоро, но пока не гнутся», - последовал ответ. А в мой адрес - замечание: «Это не ванна, а подводная лодка».

        Этот странный диалог (с точки зрения нормального человека) случился в мастерской театра куклы и актера «Скоморох» имени Романа Виндермана месяц назад. Одним из его участников был художник-конструктор Владимир Кан. По эскизам главного художника театра Любови Петровой он вместе с коллегами изготовил более 70 кукол к спектаклю «Осколки неба, или Воспоминания о The Beatles». Только Джонов Леннонов пришлось сделать 13 штук. Конечно, не за месяц и даже не за два.

        Работа над фантастической былью – именно так определил жанр постановки режиссер Сергей Ягодкин – продолжалась больше года. Только на одни парики у мастеров пастижерного цеха ушло два месяца. «Осколки неба» - самый масштабный, самый сложный спектакль «Скомороха» за последние пять лет - и самый затратный. Каждая кукла обошлась в две-три тысячи рублей. И это не самая большая статья расходов. Видеопроектор, без которого в этом спектакле не обойтись, ибо он построен на видео- и фотоматериалах, потянул на 60 тысяч. В целом цена спектакля зашкалила за смету и приблизилась к сумме в двести тысяч рублей. И это не только бюджетные деньги, но по большей части самим театром заработанные.

        А замыслил воплотить на сцене повесть томских авторов Юлия Буркина и Константина Фадеева главный режиссер театра кукол и актера «Скоморох» еще раньше, почти три года назад. Как только прочитал книгу.

        - Мои родители принадлежат поколению битломанов. И я вырос на том, что любили мои папа и мама, - объясняет свой интерес к теме Сергей Ягодкин.

        Как оказалось, почти все участники спектакля росли на «Битлз» или были их поклонниками.

        За время работы, говорит постановщик, появилась только одна проблема – языковая. Язык персонажей Буркина и Фадеева слишком современный, слишком похож на тот, которым мы разговариваем в жизни. Из-за этого возникает неожиданный эффект: складывается ощущение, что не смотришь художественного произведения или не слушаешь его.

        - Фантастичность сюжета, который предложили Буркин и Фадеев в этой легенде, в мифе о «Битлз», контрастирует с бытовой речью персонажей. Я даже сам не могу понять, мешает мне такой современный язык или в нем и заключается «изюминка», - признается Сергей Ягодкин. - И для актеров возникла необычная проблема: бытовая речь трудно запоминается. Сложно еще и потому, что театр пытается рассказать миф, который знают практически все. По известности он может спорить только с мифом о Христе.

        Упоминание Христа в контексте истории с «Битлз» не случайно. По Буркину и Фадееву, Второе пришествие уже случилось. Только Бог явил себя не в трех лицах, а в четырех. И был он хулиган, бабник, поэт и музыкант. И погиб от рук Иуды.

        ...Распятого на кресте Джона Леннона нахожу рядом с целым стеллажом кукол. С креста стекает… магнитная лента. Музыка «Битлз» в оригинале, конечно, будет звучать в спектакле. В начале сценической истории есть потрясающая по красоте сцена: Пол Маккартни поет свою знаменитую «Yesterday», стоя на фонарях. Они зажигаются под ним... И все это на фоне «черного кабинета» в обрамлении белого квадрата.

        Пока монтировщики и сами актеры устанавливали этот «квадрат» - фронтальную декорацию, я никак не связывала ее с названием спектакля. Но вот началась репетиция. На белом фоне появились облака, луна, музыка – и вдруг квадрат начинает распадаться. И каждый фрагмент - как осколок неба.

        Сергей Ягодкин шутит: «Белый квадрат - это наши «разборки» с Малевичем. У него двигающийся черный квадрат. У нас двигающийся белый. Да еще распадающийся».

        Посвященные знают: белый квадрат в черном кабинете – высший пилотаж актерской работы и режиссерской смелости.

        ...Знатоки биографии «Битлз» подметили одну тенденцию: куда бы ливерпульская четверка ни приезжала, везде заканчивались массовые беспорядки и народные возмущения, которые начинались перед их приездом. В Томске за три дня до премьеры бастовали маршрутники.

 

ТОМСКИЙ ВЕСТНИК 25 Мая 2007 (Пятница) № 96
[ Все новости.Томск ] /vesti70.ru/stats/full/?id=8878


На главную | Новости | Контакты | |

 



Главная страница
Реклама:
Мы оперативно изготовим для Вас печати и штампы в любом необходимом Вам количестве.
китайский apple iphone
Портативный лазерный эпилятор.