Ганновер, Витебск... Томск? Юрий Пахомов выбирает «Ревизора»

 

 

 

 

Юрий Пахомов
Главный режиссёр ТДТ

 

Ганновер, Витебск... Томск? Юрий Пахомов выбирает "Ревизора"

Ирина Травина

        Главный режиссер Томского драматического театра Юрий Пахомов вместе с актерами театра побывал в нынешнем ноябре на гастролях в Германии – по приглашению Ганноверского театрального института. А недавно он вернулся из города Витебска, что в Белоруссии, где ставил спектакль в Белорусском национальном академическом театре. И хотя Юрий Алексеевич считает себя человеком от политики далеким, сегодня перед вами его мысли – и о деле, которым он занимается, и о стране, где он живет, и о власти. Итак, слово – Юрию Пахомову.

Оглядываясь на Запад

        - В Ганновере мы показали немецкой публике спектакль по пьесе Нила Саймона «Билокси блюз». Был настоящий успех. На днях к нам приезжает с ответным визитом Ганноверский театральный институт и Ганноверский государственный театр. Коль скоро мы равняемся на Запад, почему мы берем частенько самое худшее из того, что там есть? Нам рассказывают, что на Западе – только частные театры. Ничего подобного. В Ганновере, небольшом городе, сравнимым с Томском по числу жителей, не раз бывали наши чиновники и бизнесмены. Так вот, Ганноверский государственный театр имеет два разных здания с такой аппаратурой и таким финансированием, что нам остается только позавидовать. Кстати, труппа у них насчитывает 40 человек, как и в нашем театре, а вот дотация театру составляет 20 миллионов евро в год. Кто из наших театральных может себе представить эту цифру? И, между прочим, в Нижней Саксонии не один такой город – Ганновер. Другие театры этой земли, думаю, получают дотации ничуть не меньшие. Мировая практика показала: репертуарный театр как таковой должен быть! Это наше, российское открытие – репертуарный театр, и сегодня Запад очень активно идет в этом направлении.

О Витебске

        - О Витебском драматическом театре, откуда я недавно вернулся, могу говорить бесконечно. Это мой четвертый спектакль на этой сцене – работа по произведениям Шолом-Алейхема. На премьеру, которая состоялась 31 марта 2006 года, приезжал Владимир Рылатко, министр культуры Республики Белоруссия. Сказал добрые слова в наш адрес – спектакль, и правда, прошел с большим успехом. На мой взгляд, Белоруссия на сегодняшний день для театра очень благоприятная страна. Можно говорить все, что угодно, и я не раз это слышал - что там тоталитарный режим, а у руля - диктатор... Но на сегодняшний день и уровень жизни в Белоруссии, и социальная защита населения на достаточно высоком уровне. Вижу это на примере театра. Семь лет тому назад, когда я ставил в Белоруссии спектакль, зарплата рядового артиста составляла где-то 50-70 долларов. Теперь тот же актер получает 300 долларов. На сегодняшний день в нашем театре 300 долларов, то есть около 9000 рублей, получают только народные артисты...

        А почему в России нам твердят, что нужно закрывать театры? Может быть, чем будет тупее народ, чем он будет меньше образован, тем его легче загонять в какие-то рамки? В той же Белоруссии практически в каждом городе есть свой театральный фестиваль – в Минске, Бресте, Гомеле. В Витебске существует известный уже всему миру «Славянский базар». И в небольшом городке под Минском, в Молодечно, тоже проходит театральный фестиваль. Они занимают разные ниши. Но Белоруссия - это семь городов, семь областных центров с населением в 10 миллионов человек, и то количество фестивалей, что я сейчас назвал, - это очень много. А у нас в настоящее время от Урала и до Владивостока наберется один-два фестиваля, и те - то существуют, то не существуют. Да тот же «Сибирский транзит», который, по-моему, уже перенесли куда-то на сентябрь, и непонятно, состоится ли он вообще. То есть отношение власти к театру – абсолютно негативное. А в Белоруссии на рядовой спектакль, очередной спектакль в сезоне, в театр приезжает министр культуры - это о чем-то говорит? О том, что власть готова поддерживать театр, финансировать его. И это очень отрадное явление.

Время Григорьяна

        Этой готовности и интереса я, например, абсолютно не вижу со стороны наших томских властей. Потому что ее представители в театр не ходят. Как же может власть финансировать эту отрасль искусства, если она ее не знает? Может, вспомнить времена Егора Кузьмича Лигачева, да простят меня сегодняшние руководители? Лигачев ходил в театр, ценил его, знал, что в нем происходит. И помогал. Если мы сегодня возьмем историю с присуждением Томскому драмтеатру Государственной премии, то театр получил ее за «Соленую падь», но - через три года после выхода спектакля. Значит, Лигачев в качестве первого руководителя области пробивал это дело в Москве. То есть поддерживал театр и на всесоюзном уровне. И поэтому театр был известен. А сегодня мне говорят: «Ты можешь поставить какой угодно великий, гениальный спектакль, но если этого никто не видит, то он так же и умрет, как вовсе и не был». Если бы в тот момент, когда Феликс Григорьян ставил «Соленую падь», его спектакль никто бы не увидел, то кто знал бы, что есть такой спектакль?! И не было бы никакой Государственной премии...

        Когда наступит «Татьянин день»?

        Идея томского фестиваля «Татьянин день» существует и даже оформлена в бумагах. Мы с директором Геннадием Сокуровым занимаемся этой идеей все пять лет - с тех пор, как пришли в этот театр. За эти пять лет сменился уже четвертый председатель в комитете по культуре. И каждый раз мы с Сокуровым приходим к новому председателю, начинаем опять рассказывать все снова да ладом... Отдаем бумаги, потом они куда-то исчезают. И вот уже новый человек, исполняющий обязанности председателя, нас «радует»: давайте, говорит, ваши бумаги по поводу фестиваля... Уже не смешно.

        При этом я все время слышу разговоры, причем это как бы от власти исходит: мол, «народ в театр не ходит». Я поражаюсь этим высказываниям, голословным абсолютно. Если бы хоть кто-то из чиновников разок, проходя мимо театра, случайно вдруг увидел, что сегодня в 7 часов вечера в театре спектакль, зашел бы в театр и купил бы билет... Или позвонил и попросил бы пригласительный... Мы бы любезно дали пригласительный билет, и он убедился бы своими глазами, ходит к нам в театр зритель или не ходит. И все вопросы снялись бы. Мы с директором уже устали повторять, какие нищенские зарплаты получают актеры, а нам не верят - нас просто не слышат. Это и есть отношение власти. И не только нашей местной власти, государственная власть тоже не видит этой проблемы.

Потому и ставим «Ревизора»

        У нас в репертуаре потому и появился спектакль «Ревизор»: театр отражает жизнь. Я специально пригласил Александра Горбаня на эту постановку. Он на редкость современно и нестандартно мыслящий режиссер. А «Ревизор» - это мировая драматургия, не потерявшая актуальности за полтора с лишним столетия. Думаю, для нашей страны, если все будет идти, как сейчас, она будет актуальна всегда.

 

Справка

        Юрий Алексеевич Пахомов родился 28 апреля 1959 года в Челябинске, в семье рабочих. Окончил Ярославское театральное училище. Первый театр – театр Прикарпатского военного округа, г. Львов. Окончил актерский факультет ГИТИС, высшие режиссерские курсы, его мастера – Роман Виктюк и Александр Бурдонский.

        Творческую деятельность в Томске начал в 1989 году, поставив пять спектаклей в ТЮЗе и один – в Театре драмы. С 1994 года по 1998 год – главный режиссер Театра юного зрителя. С 2001 года – главный режиссер Томского театра драмы.

        Юрий Пахомов женат, у него две дочери и внучка

 

БУФФ-САД 27 Апреля 2006 (Четверг) № 17
[ Все новости.Томск ] /vesti70.ru/stats/full/?id=1709


На главную | Новости | Контакты | |

 



Главная страница
Реклама:
Создание и раскрутка сайтов , сайтов-визиток
Контактные линзы acuvue 2 линз Дискаунт.