Уильям Гибсон
на главную страницуна главную страницу

Уильям Гибсон. Нейромант: Фантастический роман / Пер. с англ. под ред. А.Черткова; послесл. А.Черткова. - М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: Terra Fantastica, 2000 (серия "Лауреаты премий "Хьюго" и "Небьюла"). - 320 с.; тираж 5000 экз.; ISBN 5-17-000338-2 (ООО "Фирма "Изд-во АСТ"), ISBN 5-7921-0309-7 (TF).

Главное произведение (1984) основателя несуществующего стиля киберпанк.

Цитата:

- Я больше не Уинтермьют.

- Тогда кто?

Кейс глотнул из горлышка; сейчас он не ощущал ничего, даже любопытства.

- Я - матрица.

- Ну и хрен ли тебе с того толку? - расхохотался Кейс.

Журнал "Если"
Вл. Гаков. "Время сытых" (финал).

... Мир научной фантастики был взорван первым романом 36-летнего худого интеллигента-"яппи" в очках, вида совсем не бунтарского, тем более не панкового. Роман, написанный Уильямом Гибсоном, назывался "Нейромант" и вышел в 1984 году (ох, не предвидел Оруэлл, что тот станет годом Виртуального Брата!). Книга завоевала обе высшие премии жанра и сделала имя автора "культовым". По крайней мере, сейчас, когда в мире литературной фантастики страсти улеглись, а Гибсон занял в нем достойное, хотя и не исключительное место, в другом мире - уже упоминавшемся электронном - это имя превращено в икону. Что касается литературы, то в ней, конечно, не Гибсон придумал "киберпространство" или "виртуальную реальность". По сравнению, скажем, с лемовской фантоматикой все это детские шалости!

Американский писатель, кстати, и сам всячески открещивается от упорно навязываемой ему роли мессии и вообще не производит впечатления сильно "продвинутого" в компьютерном деле. Ходит апокриф, что свой роман пророк вообще отстучал на старинной портативной пишущей машинке...

Главное открытие Гибсона не идейное, а литературное. Он талантливо показал ощущения человека, нырнувшего в океан разлитой в киберпространстве информации. Живущего в мире истерическом, загаженном не только экологически, но и "эфирно", поделенном между транснациональными корпорациями; в мире, подобно безнадежному наркоману, уже не способном соскочить с информационной иглы... И не просто показал, но смог сделать это на языке, точнее, слэнге, который оказался понятен современным тинейджерам, постоянно пребывающим в отключенно-подключенном состоянии (соответственно, от реальности данной и единственной - и к реальностям виртуальным, множественным, вызванным по желанию).

Киберпанк нес смерть серьезной научной фантастике - как литературе, задающей вопросы, а не только развертывающей, подобно приказчику в лавке, перед любопытствующей публикой свой "веер миров". По-моему, это прекрасно понимал и сам "гуру". Как пишет критик: "С одной стороны, Гибсону замечательно удалось передать восторг от занятия "информационным серфингом", но с другой, в его книгах постоянно присутствует горькое осознание того, как мало общего имеет скольжение по поверхности по сравнению с обладанием всем океаном". Но вряд ли кто-нибудь из неофитов обращает на это внимание. Революциям нужны вожди, а мнением последних о собственной роли в истории можно и пренебречь. Вдобавок революциям нужны и свои "агитпропы".

Роль последнего в движении киберпанков добровольно и не без вызова взял на себя Брюс Стерлинг. Как писатель он уступает Гибсону: романы Стерлинга "Шизматрица" (1985), "Острова в сети" (1988) и многочисленные рассказы привлекли внимание - и только. Зато подлинным манифестом движения, его знаменем стала собранная "зав. агитпропом" антология "Очки-зеркалки" (1986), а также его полемические статьи, написанные остроумно, страстно и наступательно.

Произведения Джорджа Эффинджера, Руди Ракера, Пэт Кэдиган, Джека Вомака, Льюиса Шайнера, Джона Ширли и ряда других - это все киберпанк. Так считают апологеты. Или иной взгляд: просто разнообразные, не всегда бесспорные образцы science fiction, действие которых чаще всего происходит в близком будущем, а значительное место в сюжете занимает упомянутая электронная "квазиреальность" - так считают те, кто не разделяет партийную "генеральную линию".

То, что движение, едва отметив пятилетие, оказалось изрядно "подпорчено" духом ревизионизма, подтвердил любопытный роман, написанный в соавторстве Гибсоном и Стерлингом, - "Дифференциальная машина" (1990). От соединения таких полукритических масс следовало ожидать не менее, чем цепной реакции с последующим атомным взрывом. А вышел стильный и добротный роман "просто" литературы - без привычных для киберпанка слэнга, агрессивности, неврастении и клипового стиля. Роман был обращен в альтернативный XX век, ставший весьма необычным в результате постройки парового компьютера в середине столетия XIX-го (реальному Чарлзу Бэббиджу, как известно, этого сделать не удалось)...

Архив Статей: (Биография Тимоти Лири)
Андрей Уваров. "Игры Тимоти Лири".

...Отгремели бунты шестидесятых, мир стоял на пороге десятилетия рассудочного "рейганизма". Удалившись на покой в звании ветерана психоделических войн, Лири попытался предаться воспитанию троих внуков и прочим маленьким радостям жизни. Его хватило на восемь лет. В 1984 году - после выхода технократической антиутопии Уильяма Гибсона "Неоромантик" - Лири со свойственным ему азартом присоединился к захватившему молодую Америку движению киберпанков, став одним из его идеологов. Вместе с Гибсоном Лири пропагандировал движение "социального дарвинизма, пущенного на ускоренную перемотку" и "биомеханический синтез человека и компьютера". В новой работе "Инфопсихология" он писал: "Данная реальность пусть останется для школьников, мы же станем пионерами иных, неизведанных и моделируемых реальностей. Они не виртуальны, они есть на самом деле, нужно только найти к ним пароль. Садись за компьютер и начинай поиск". Все последующее десятилетие дряхлый идол чутко прислушивался к шороху зеленых контркультурных ростков, не пропуская ни один из них. Техно и новая - на этот раз "бархатная" - психоделическая революция вдохнули в него свежие силы...




Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
ponla.ru : театр- студия современной хореографии.
 
Шcalla юного барыги. Как продавать по телефону так, чтобы мама тобой гордилась скачать fb2