История томского театра 1884-1901
ТДТ ТЮЗ Скоморох Северский ТЮЗ

В.И.Суздальский

"Королевский театр" (1884-1901)

    ЕВГРАФ КОРОЛЕВ, приступая к строительству театра весной 1884 года, обещал сделать всю работу в двухлетний срок. Но уже к осени 1885 года на Московском тракте, позади современного нам здания ТИАСУРа, вырос красивый кирпичный трехэтажный дом, сразу же прозванный в народе «Королевским театром».


         Это было подлинно театральное здание, архитектура и предназначение которого строго соответствовали друг другу. Зал имел три яруса: ложи, партер, сталь (так назывались места за креслами), амфитеатр, галерею. Акустика была великолепна, а все вместе взятое предполагало максимум удобств для актеров и для зрителей.
         В альбоме «Великий путь», посвященном строительству Транссибирской железнодорожной магистрали, об этом здании говорилось так «Внутреннее расположение театра можно назвать вполне удовлетворительным... Коридоры и фойе, уборные и раздевальни устроены настолько поместительно, что даже и при большом стечении публики удаляются давка и теснота, столь часто происходящие во многих провинциальных театрах. Театр рассчитан на 1000 человек».
         19 сентября 1885 года состоялось открытие. Первым антрепренером был сам хозяин — коммерции советник Е.И.Королев, хозяйственным распорядителем — артист Н.А.Корсаков. Первый же сезон стал для томской публики многообещающим. Часто ставились пьесы Гоголя, Островского. А.К.Толстого. Сухово-Кобылина, Шиллера, с успехом шел Шекспир. Шли и однодневки Аверкиева, Шпажинского Труппа подобралась даровитая. Быстро завоевали симпатии зрителей артисты Горбунов, Корсаков, Костяковская, Немирова, Скуратов, Строгова, Тихомиров, Топорков (По свидетельствам современников, очень талантливый артист. Уроженец Сибири. В расцвете лет покончил жизнь самоубийством. Об этом сообщает Г.Вяткин в уже упомянутом очерке «Театр в Томске»), Фелонов, Херсонский, Штольц-Туманова. Я понимаю, что одним сухим перечнем, больше напоминающим мемориальную доску, дарование артистов не передашь,— но что поделать, если о большинстве из них не известно практически ничего, включая порою не только имена, но даже инициалы? Возможно, читатели смогут найти какие-то дополнительные материалы об этих людях?.. Наиболее талантливым актерам антрепренер давал бенефисы. В моем архиве сохранились пригласительные билеты на бенефис М.Э.Мондшейн 9 октября 1886 года; в этот вечер игрались «Светит да не греет» Островского и «Чашка чая» де Вальден. Бенефициант А.А.Кравченко 4 февраля 1887 года играл в «Женитьбе Белугина» и «Женитьбе Бальзаминова», причем эти два больших спектакля игрались в один вечер — первый в пяти, второй в трех действиях — и заканчивались далеко за полночь. Однако систематическое совмещение в бенефисах двух «полнометражных» постановок говорит о том, что такие вечера становились праздником не только для актера-бенефицианта, но и для всей театральной публики,— любопытный штрих к психологической характеристике театрала конца прошлого века. Такого любителя искусства не пугал и театральный разъезд являвший собою довольно грустное зрелище: публика расходилась по домам болотистыми и грязными улочками, кое-где освещенными керосиновыми фонарями.
         Спектакли в Королевском театре иногда чередовались с литературно-музыкальными вечерами. Искусство чтеца-декламатора в тог-дашнем актере ценилось высоко. С аншлагом прошел вечер, посвященный пятидесятилетию гибели А. С. Пушкина. Стихи величайшего российского поэта читала бенефициантка вечера apтистка Рудольф. Артист Фелонов обнародовал свой экспромт:

         Замолкли звуки дивных песен.
         Полвека минуло как раз:
         Но не покрыли ржа и плесень
         Твой стих, блестящий как алмаз.

         Ты поработал Руси много,
         Стоял ты за родной народ
         К твоей могиле пусть дорога
         Да никогда не зарастет.

         Да и в позднейших поколеньях
         Тот не исчезнет идеал,
         Который ты в своих твореньях
         В живые типы облекал.

         Народ-страдалец к жизни новой
         Восстав, поймет, поэт, того,
         Кто в век работая суровый.
         Свободу чтил прежде всего...

         Кто пал чрез зависть гнусной злобы
         За то, что злобу презирал;
         Кто проливал свет и в трущобы
         И милость к падшим призывал.

         Непритязательно, да и не больно грамотно,— но что поделаешь:
экспромт... Однако и этот документ эпохи ценен для нас — как отражение умонастроений творческой интеллигенции, как крошечный скол своего времени.
         ... Установка Е.И.Королева на новую аудиторию сработала: в конце восьмидесятых годов изменился зрительский состав, повысились и требования к театру. Конечно же, на сцене по-прежнему появлялись творения «драмоделов» — водевили и мелодрамы модных в те времена авторов-ремесленников В. Крылова, А. Потехина, Невежина, князя Кугушева, Суворина, Буренина... несть им числа,— по в целом афишу определяли совсем другие имена. Это не идеализация эпохи либо каких-то ее представителей; пьесы русских классиков Островского, Писемского, Тургенева, позже Чехова и Льва Толстого стали обязательными в репертуаре томского театра. Именно эти произведения отвечали устремлениям молодежи и передовой интеллигенции. Мощная волна критического реализма в драматургии была созвучна назревающим социальным тенденциям.
         С громким успехом прошли «Пучина» А. Островского и «Золотопромышленники» Д. Мамина-Сибиряка. В этих спектаклях зритель увидел знакомые типы, столь характерные для томской жизни. Рецензент писал «Хорошая русская пьеса привлекает больше внимания публики, больше доставляет удовольствия, лучше исполняется актерами». Как видим, узнаваемость типажей уже перестала быть помехою для томской сцены, как было всего два десятка лет назад; театр приучил зрителя к мысли о том, что правда факта и правда искусства — не одно и то же.
         В конце восьмидесятых годов Королев передал антрепризу своему помощнику по административным делам артисту Н.А.Корсакову. Представитель большой и разветвленной театральной семьи Астаповых (все остальные фамилии в этом абзаце — псевдонимы). Основатель династии Александр Христофорович Ярославцев, известный в середине XIX века антрепренер, один из тех, кто осваивал сибирскую театральную целину. Его дети унаследовали отцовскую предприимчивость, но кроме того, еще в отрочестве развили в себе артистический дар, и каждый из них, держа свою антрепризу, был еще и любимцем публики, чаще всего не догадывавшейся что Александров, Ярославцев-Сибиряк и Корсаков — родные братья.
         Стараниями последнего и Томске начали появляться и оперные группы. Сохранилась интересная афиша представления оперы А.Н.Верстовского «Аскольдова могила» 18 октября 1890 года. На афише названы действия и картины, действующие лица и исполнители, указаны «сцена местам». Внизу жирным рекламным шрифтом набрано:
         «Буфет от ресторана «Славянский базар» под управлением М.С.Черных», далее следует воспрещение курить в фойе и коридорах.
         Н.А.Корсаков всегда заканчивал сезон с прибылью. Уплатив Королеву за аренду театрального здания 8-9 тысяч рублей, сам он получал чистого дохода до десяти тысяч. Вместимость театра была — тысяча мест, и публика посещала его весьма охотно. Кстати, к этому времени здание было снаружи оштукатурено, к нему проложили прекрасные подъезды.
         Но судьбы театра прихотливы и изменчивы, и зависят порою от малопредсказуемых обстоятельств. Для Королевского театра таким обстоятельством стало строительство Транссибирской железной дороги. Население города стало расти, и поначалу театральные сборы пошли вверх. Однако, устоявшийся, казалось бы, зрительский контингент тут же сменился: стала преобладать другая массу, другая публика. «Оперетка нравится ей более драмы,— разочарованно констатировали авторы альбома «Великий путь». —у многих томичей в массе господствует убеждение, что драма, в большинстве случаев, касается таких сторон жизни, которые, по горькому опыту, им сами хорошо известны, и к театру они предъявляют требование дать веселое развлечение, не возбуждающее особенной работы мысли. На театр они смотрят, как на зрелище, дающее отдых и хоть на мгновение закрывающее серую, будничную, полную забот жизненную обстановку».
         Эти обстоятельства повлекли совершенно ощутимый материальный урон для антрепренера Н.А.Корсакова. Но он был не только артистом, но и вполне расчетливым дельцом, и после первого же неудачного сезона продал антрепризу артисту Крылову. Тот, недолго думая, занял сцену Королевского театра опереттой. Вообще этот Крылов был известен в театральных кругах по чрезвычайной неразборчивости в средствах наживы. «Это который Крылов?» — «Буфетчик». — «А-а...» Прозвище «Буфетчик» актер получил оттого, что при организации антрепризы делал ставку не столько на сборы от собственно спектаклей, сколько на торговый оборот сопутствующего театру буфета. Заключая контракты с актрисами, он обязывал их специальным пунктом договора по окончании спектакля ужинать «с гг. зрителями» по желанию последних, что обеспечивало его буфету действительно большой доход.
         Можно представить, каков был художественный уровень театра, обеспечивающего себя такого рода «хозрасчетом». О бесправии артистов можно не говорить...
         В этот-то опереточно-буфетный период и оказалась в Томске прекрасная оперная группа петербургского Панаевского театра во главе с известной певицей А. Г. Меньшиковой, но оперные спектакли пришлось давать на «малой сцене» — в четырехсотместном зале Бесплатной библиотеки (ныне кинотеатр имени И. Черных) либо в Манеже Общества физического развития (теперь городская больница № 1). Правда, шли спектакли с неизменным аншлагом. Томичи впервые услышали «Трубадура» Д. Верди. «Фауста» Ш. Гуно. «Русалку» А. Даргомыжского. Восторженно была принята постановка оперы М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
         В последние годы девятнадцатого века антрепризу в Королевском театре держал П. Струйский — один из талантливейших театральных организаторов России, впоследствии — антрепренер Замоскворецкого театра в Москве. В его труппе, выступавшей на томской сцене, были интересные актеры разных амплуа: известная по многим подмосткам Европейской России героиня Пальчикова, драматическая инженю Андросова, герой-любовник Янов, комик Грузинский.
         А летом 1897 года «с небольшой, но умело составленной труппой» и Томск приехала великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова. С соучастием были сыграны спектакли «Гроза», «Без вины виноватые», «Василиса Мелентьева» Островского, «Укрощение строптивой» Шекспира. Отзывы томской публики и рецензентов были высокими. «Стены Томского театра никогда не слышали таких шумных, восторженных аплодисментов»,— писала местная пресса. Нет никаких оснований видеть в этой оценке какое-либо преувеличение.
         Это было последнее крупное событие в театральной истории Томска в девятнадцатом столетии. Здесь, пожалуй, надо бы сказать о спектаклях любительских коллективов, которые шли в Томске, не прекращаясь и с приездом профессиональных трупп. Такие коллективы во многом определяли культурную жизнь города. Приходят на память «Общество любителей драматического искусства», «Томское драматическое общество», из которого вышла Массалитинова... Этим перечень далеко не исчерпывается (Примечание Л.Боженко).
         В подтверждение могу привести выдержку из очерка Г.Вяткина «Театр в Томске». «Серьезными и опасными конкурентами профессиональным труппам, игравшим в Томске, всегда были, есть и. вероятно, будут и впредь местные организации любителей драматического искусства. Томск в этом отношении удивительный город —настолько он богат любителями как количественно, так временами и качественно». Это написано в 1912 году.
         Но как ни важна и интересна тема непрофессиональных театральных коллективов, ее рассмотрение не входит в задачи моей книги хотя кое-где я эти труппы и упоминаю. О Варваре Осиповне Массалитиновой будет далее сказано значительно подробнее.
дальше

 

Королевский театрИван Григорьевич КалабуховЭмилия Леонидовна Шиловская в спектакле "Сказание о странной птице"Надежда Александровна Невская (Торопова) - Малютка  в спектакле "Сверчок на печи" по Ч.Диккенсу

двойной клик для получения большого фото


Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
интернет магазин декаративной косметики.