История томского театра 1920-1922
ТДТ ТЮЗ Скоморох Северский ТЮЗ

В.И.Суздальский

"Как минимум - праздничная бодрость" (1920-1922)

        ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ революции сценический успех завоевала в Томске труппа Театра Совдепа, она же — Первая драматическая студия Общества народного образования.


Руководил театральной студией молодой режиссер И.Г.Калабухов, о котором газета «Знамя революции» писала в номере 24 за 1920 год: «... Наилучший из театральных сил, какими может воспользоваться здесь, в Томске да и вообще во всей Сибири рабочий класс», «несомненно, один из лучших преподавателей драматического искусства во всей Сибири». Первой постановкой Театра Совдепа были «Романтики» Эдмона Ростана. Затем последовали «Стакан воды» Э.Скриба, «Сверчок на печи» по Ч.Диккенсу, а о спектакле «У врат царства» К.Гамсуна, состоявшемся 4 февраля 1920 года, «Знамя революции» писало как о «настоящем празднике для любителей театра». Это, продолжала газета, «исключительный спектакль, столь не похожий на все, что приходилось видеть на театральных подмостках г. Томска. Томская публика не избалована истинно художественными развлечениями, а зал Бесплатной библиотеки мог вместить не всех желающих». В спектаклях этого коллектива участвовали профессионалы высокого класса: А.Э.Рошковский, Э.Л.Шиловская, актриса Московского художественного театра В.П.Редлих.
         Осенью 1920 года с разрешения командования Восточного военного округа в Томске была создана передвижная труппа, призванная обслуживать воинские части в уездных городах и на железнодорожных станциях,— Театр Томского Линктрана. Последнее слово расшифровывается, как Линейный комитет транспорта. Труппу составила театральная молодежь, а во главе ее встал опытный режиссер и актер Василий Васильевич Зверев.
         1 октября 1920 года на станции Тайга был дан первый спектакль Театра Линктрана. и об этом событии пресса сообщала: «Меньше всего интересует эту труппу потакание вкусам гуляющей публики, и больше всего она дорожит возможностью увлечь зрителей художественным выполнением ролей». Сфера действия передвижного театра включила практически всю Западную Сибирь. Рецензент омской газеты «Сибирский гудок» писал 10 октября 1922 года: «Жажда правды и радости в творчестве, дружная, подчас тяжелая, а в подготовительный период и необеспеченная работа создали ансамбль и спаяли актеров — молодежь».
         В том же октябре 1920 года, когда «Знамя революции» говорило про «необходимость приведения театров в приличный вид», в сценической истории Томска произошло событие, внешне не очень заметное, но во многом определившее всю дальнейшую театральную жизнь города: сюда приехал Театр студийных постановок.
         Создан был этот коллектив в Костроме на исходе 1918 года, а у колыбели его стоял двадцатишестилетний режиссер и актер Алексей Дмитриевич Попов. Меньше двух лет понадобилось театру, чтобы накопить богатый репертуар и стать равным среди других, более опытных коллективов. Непосредственная причина приезда костромичей в Сибирь была донельзя прозаична: голод, охвативший Поволжье, больно ударил по творческим возможностям труппы. Тем более, что в то же самое время на гастроли в Кострому прибыл Петроградский драматический — бывший Александрийский — театр, конкурировать с которым в условиях небольшого города было просто невозможно. ТСП привез в Томск спектакли «Потоп» Бергера, «Ученик дьявола» Бернарда Шоу, мольеровские «Проделки Скалена», «Женитьбу Фигаро» П. Бомарше и диккенсовского «Сверчка на печи», который в томском репертуаре того нелегкого времени встречался, пожалуй, чаще всего.
         Сказать, что костромичам в нашем городе пришлось начинать с нуля, было бы неверно: им пришлось начинать с разочарования. Предварительно отправленный в Томск представитель театра договорился с Дорпрофсожем (совет профсоюза железнодорожников) об аренде зрительного зала, о размещении труппы. Однако к моменту приезда ТСП в Сибирь случились некоторые перемены: Дорпрофсож прекратил свое существование, вместе с ним утратил силу недавний договор, и театральный коллектив был поставлен перед фактом: играть в незнакомом городе негде, жилья для актеров и их семей нет...
         А.Д.Попов вспоминает: «Первая сумасшедшая мысль была: нельзя ли, не выгружаясь из теплушек, вернуться обратно в Кострому? Пусть будет три недели мучительной дороги, это лучше, нежели вылезать в полную неизвестность при сорокаградусном морозе. Передовой стал смягчать положение. Калабуховцы, т.е. томская студия, согласны уплотниться и временно расселить всех нас по своим комнатушкам... Мы выгрузились и остались в Томске».
         На помощь действительно пришел коллектив Театра Совдепа во главе с Калабуховым. А вскоре решился вопрос и с помещением для спектаклей: им стали площади бывшего магазина — Пассажа купца Второва. Ныне магазин «Товары для дома», прозванный в народе «Тысяча мелочей». (В.С.)
         Предоставлению этого помещения способствовала заинтересованность Томского губернского совета профсоюзов, а также телеграмма наркома А. В. Луначарского, рекомендовавшего ТСП с самой лучшей стороны. А вскоре произошло закономерное событие: формальное слияние двух трупп, томской и костромской. Новая труппа получила название Томский театр студийных постановок.
         Для открытия театра была выбрана пьеса Бергера «Потоп» — та, которой в 1918 году открылся Костромской ТСП. Спектакль был очень созвучным времени, увлекательным по сюжету, злободневным по теме, а потому имел прямо-таки невиданный успех.
         А второй постановкой оказался... ну, конечно же, бессмертный диккенсовский «Сверчок» — трогательный и теплый спектакль.

         Эта сценическая версия «Сверчка на печи» стала как бы плодом слияния двух театров, каждый из которых уже имел в своем репертуаре свой вариант постановки. Следующие два спектакля также возникли в результате подобного синтеза: в режиссуру И.Г.Калабухова вводились актерские силы труппы А.Д.Попова и наоборот; разумеется, при этом возникали и новые режиссерские ходы. Так что томский зритель того времени имел редкую возможность наблюдать лабораторию театра (примечание М.Смирновой).

         В обоих случаях главные роли исполнял сам А.Д.Попов: в «Потопе» — адвокат О' Нейль, в «Сверчке» — Джон Пирибингль. Играл Алексей Дмитриевич и в следующих премьерах Томского театра студийных постановок: лорд Болингброк в «Стакане воды», граф Альмавива в «Женитьбе Фигаро». Кстати, роль Фигаро в этом спектакле сыграл Владимир Платонович Кожич, актер, режиссер, в будущем известный театральный педагог, один из создателей Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии — ЛГИТМИК. Забегая далеко вперед, отмечу: выпускники именно этого института составили первую труппу Томского театра юного зрителя...
         К Дню Парижской коммуны в 1921 году Театр студийных постановок решил подготовить большой, сложный спектакль. Режиссуру первого отделения, включающего три вещи: «Тени коммунаров», «Провозглашение коммуны» и «Последняя баррикада», осуществил А. Д. Попов, а «Зеленого попугая» А.Шницлера, составившего второе отделение, подготовил В.П.Кожич.
         «В Томске было много учащейся молодежи,— вспоминал много лет спустя Алексей Дмитриевич,— и большим успехом, кроме спектаклей, пользовались вечера поэзии. Душой этих концертов стала актриса томской студии Э.Л.Шиловская. Были подготовлены вечера Александра Блока, Верхарна, Уитмена, они находили горячий отклик, особенно у молодежи. В железнодорожных мастерских верхарновское «Восстание», исполненное как многоголосная оратория, вызывало настоящий революционный энтузиазм. Томск после освобождения от Колчака жил интенсивной созидательной жизнью. Восстанавливалось разрушенное хозяйство, открывалась новые учебные заведения».
         Об одном из таких учебных заведений здесь надо бы вспомнить: само его существование — важный факт в общем контексте моего повествования. Речь идет о театральной студии при Дворце труда. Цитирую газету «Знамя революции», № 70, 1 апреля 1921 года:
         «Студия эта создалась в сентябре 1920 года. Первое время ее работа носила нерегулярный, случайный характер, главным образом — по причине частой смены преподавателей. Только с ноября прошлого года устанавливается постоянный состав руководителей в лице заведующего художественной частью т. Попова, руководителя по классу дикции, декламации и выразительного чтения т.Скуе, и по классу выразительного жеста и сценической импровизации т.Литвинова...
         В старшей группе 25 слушателей. Все они рабочие и служащие, члены профсоюзов. Никто из слушателей от своих прямых занятий не освобожден, и они работают в студии только по вечерам, с 5 до 7 час. ежедневно.
         26 марта состоялся отчетный вечер для старшей группы по классу дикции и декламации. Из отчетного вечера видно, что в студии господствует правильный принцип подхода к слушателям, и что преподаватели не давят своим авторитетом студийцев, не подчиняют их трафаретам, а дают в полной мере развиваться и проявляться индивидуально... Трудно сказать, сколько студийцев окончат студию, сколько из них выработается актеров и сколько будет лишь пригодно для чтения стихов «для домашнего употребления», но во всяком случае можно сказать лишь одно — за отчетное короткое время сделано очень много. И если работа пойдет тем же темпом в дальнейшем, то этого будет определенно достаточно».
         Таковы были первые шаги А.Д.Попова как педагога.
         Всего один сезон проработала в Томске костромская труппа, но след, оставленный ею, был непропорционально — в лучшем смысле этого слова! — глубок. Алексей Дмитриевич Попов, ученик К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, Е.Б.Вахтангова, добивался и создаваемых им спектаклях синтеза творческих принципов своих учителей. Историки советского театра отмечают, что режиссерский метод А.Д.Попова отличали идейная активность, острое ощущение времени, безусловное знание жизненного материала и, разумеется, свой особый стиль.
         Объединенная томско-костромская труппа как бы показала пути сценического развития, и на базе Томской студии театральных постановок, а также ряда любительских коллективов был сформирован Томский большой городской театр. Оценивая его работу, газета «Знамя революции» 14 декабря 1922 года отмечала «художественность репертуара драмы Большого театра», ставя на первое место постановки пьес А.К.Толстого и П.Бомарше. В афише городского театра были также «Потонувший колокол» Г.Гауптмана, «Кровь» Шиманского, а также историческая драма местного, томского автора П.Смысловского «Петр I и Алексей», судя по газетной рецензии, «открывающая интимную жизнь русских царей», а «своим стильным языком и внешней обстановкой достигающая художественного уровня»..
         Читатель, видимо, заметил, что репертуарные перечни занимают в моем повествовании довольно много места. Хочу специально оговорить: это — не случайно. По глубокому моему убеждению, афиша театра может рассказать о творческом коллективе не меньше, чем самый плодовитый рецензент. Ведь рецензии неизменно несут на себе налет субъективности, тогда как сухой список поставленных пьес отражает и пристрастия зрителя, и эстетическую программу труппы, и ее квалификацию, являя тем самым своеобразный срез того или иного периода театральной истории.
         Завершая эту главу, сведу воедино тему репертуара и линию А. Д. Попова. Вот что написал Алексей Дмитриевич в своих мемуарах,— и эта мысль не потеряла актуальности до сих пор:
         «Наши историки и критики театра грешат чистоплюйством сытых и благополучных потомков, когда предъявляют к репертуару начала 20-х годов требования идеологической выдержанности, забывая, что пьес Тренева, Погодина, Вс.Вишневского, Сейфуллиной и многих других не было тогда и в помине. Несмотря на голод, холод и на то, что часто гас свет на сцене (не хватало топлива на электростанциях), народ валом валил в театр и требовал от нас, как минимум, праздничности и бодрости театрального зрелища».
         Эти слова А.Д.Попов писал, будучи уже народным артистом СССР, профессором ГИТИСа, признанным теоретиком театра, главным режиссером Центрального театра Советской Армии. В большой творческой биографии мастера Томск оказался лишь одним из эпизодов,— но эпизодом незабываемым.    
дальше

 

Иван Григорьевич КалабуховАлексей Дмитриевич ПоповРукописная афиша к бенефису Веры Николаевны ДымчевойВера Павловна Редлих

двойной клик для получения большого фото


Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
Брендинг второе высшее образование.