История томского театра 1923-1929
ТДТ ТЮЗ Скоморох Северский ТЮЗ

В.И.Суздальский

"Подсчеты и просчеты" (1923-1929)

        1923 ГОДУ в Томске побывал Анатолий Васильевич Луначарский. «Горячий привет командиру 3-го фронта!» — таким транспарантом встретил его железнодорожный вокзал. По тогдашней терминологии, подразумевался фронт борьбы за социалистическую культуру.

Нарком выступал на митингах, так сообразных духу эпохи, встречался с творческими работниками. Непосредственным следствием его приезда в наш город стало очередное переименование театра:
он был преобразован в Театр драмы и комедии и стал носить имя А.В.Луначарского.
         Между тем, сценические коллективы города оказались в очень трудном положении. И ни громкие имена, ни самые правильные лозунги не могли помочь артистам. Утверждался НЭП — новая экономическая политика, предусматривавшая, в частности, полный хозрасчет для государственных предприятий, в том числе и зрелищных. Нужно было учиться считать деньги и оперировать категориями хозяйственной жизни.
         Творческим коллективам эта наука давалась с трудом: они несли убыток, приходя порою на грань распада
         Обозреватель журнала «Театр и музыка» Б. Серебряков сообщал в номере 32 за 1923 год: «Репертуар во всех театрах был допотопный. Ни классиков, ни одной новинки последних лет, за исключением «Королевского Брадобрея», поставленного Большим театром. Посещаемость театров была донельзя слаба. Сборы в апреле доходят до 300 рублей. Летних театров в Томске нет, и актеры остались без определенного заработка. Лишь немногие из них разбрелись кто куда, но почти все в пределах заколдованного круга — Ближней Сибири. По городу безработных членов союза Рабис (профсоюз работников искусств; В.С.) около 80, т.е. 33 процента. На зиму пока ничего определенного не намечается».
         Анализ Б. Серебрякова тем более интересен для нас, что свободен от панегиричности, столь часто присущей местной прессе. Автор досконально исследует возможности города применительно к сцене и возможности творческих коллективов применительно к городу.
         «Для больших постановок,— говорит он,— в Томске нет здания. Большой театр имеет большой зал и маленькую сцену. Нет лож, галереи, плохая акустика. Здание строилось под общественное собрание (ныне —Дом офицеров; В. С.). Интимный театр (б. Морозова) без хорошего фойе, без вешалок, с плохими уборными, сырой, крыши протекают. Театр имени Луначарского (б. Громова) заколочен уже два года и требует минимальных затрат в 10 тысяч золотом».
         Чтобы спасти томскую Мелъпомену, губернские власти предприняли неожиданный шаг, передав городской театр в ведение губкомхоза — вместе с кинотеатрами и горсадом. Было создано надстроечное учреждение с длинным названием: Управление государственными театральными предприятиями г. Томска, в которое вошли, кроме коммунальщиков, также представители губполитпросвета. По первым же документам нового учреждения можно судить, что его работники считать умели: отмечено, в частности, что «Томску необходима хорошая драма, и самое главное, самая дешевая (т.е. рентабельная В. С.) разновидность театрального искусства». Ища выход из трудного финансового положения, работники управления предполагали пригласить в Томск хорошего режиссера и «десяток новых драматических актеров».
         А пока суд да дело, был взят курс на максимально полную загрузку имеющегося творческого потенциала. Коллектив театра выделил из своего состава целых три труппы: драматическую, оперную и опереточную. Предельная занятость артистов, использование любой возможности «снять сбор» — такова была нелегкая жизнь тогдашних работников сцены.
         Лето 1923 года было отмечено еще одним событием, для театральной жизни Томска довольно заметным: в июле наш город принимал гастрольную группу Петроградского драматического театра, бывшего Александрийского,— того самого, что три года тому назад заставил сняться из Костромы студию А.Д.Попова. Томским театральным силам при их трудных взаимоотношениях с хозрасчетной системой петроградцы, конечно же, тоже составили конкуренцию. Правда, привезен в Сибирь был всего один спектакль — «Тот, кто получает пощечины» по пьесе Леонида Андреева — очень зрелищная и яркая постановка, в наивно-аллегорической форме выражающая неприятие буржуазных материальных и духовных ценностей, а в противовес им воспевающая всевластие любви. Руководил группой Петроградского драматического артист Р.Аполлонский. Сегодня этот творческий коллектив носит название Петербургского академического театра драмы имени А.С.Пушкина, и томский зритель прекрасно знаком едва ли не со всеми его работами предпоследних лет — ведь «пушкинцев» связывал с нашим городом многолетний договор о содружестве. Вот, оказывается, как глубоко уходят корни наших взаимных связей!
         Говоря о тесной близости времен, трудно пройти мимо еще одного факта, пусть не слишком значимого, но все же симптоматичного.
     дальше

 

Алексей Дмитриевич ПоповАнатолий Васильевич ЛуначарскийОбложка журнала "Томский зритель"Афиша времен НЭПа

двойной клик для получения большого фото


Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
кованые козырьки
детские качели