История томского театра 1972-1974
ТДТ ТЮЗ Скоморох Северский ТЮЗ

В.И.Суздальский

"В преддверии больших перемен" (1972-1974)

       ЧЕМ БЛИЖЕ к дню сегодняшнему, тем сложнее вести разговор об истории театра.
Казалось бы, все должно быть как раз наоборот: цепь событий видится непрерывной, никаких тебе пробелов, все материалы под руками, газетная бумага рецензий еще не успела пожелтеть, а если что-то все же забыл или упустил — обратись к самим участникам процесса, они охотно помогут.


        Ох, в этом-то вся и трудность.
        Рецензия — какими бы побуждениями ни руководствовался ее автор — всегда сиюминутна. Она отражает не столько реалии спектакля. сколько его восприятие: большинством публики, группой начальствующих лиц либо одиноким критиком, но в любом случае несет на себе отпечаток настроений, владевших в тот день рецензентом, группой или массой. А мнения участников, создателей либо исполнителей спектакля, субъективны настолько, что порою находятся по отношению друг к другу в непримиримом противоречии.
        Говоря о последнем периоде истории Томской драмы, я стараюсь по возможности избегнуть качественных оценок работы того или иного артиста; исключение возможно только для тех, кого уже нет в Томске. Это, по крайней мере, убережет меня от обвинений в личных пристрастиях, а раздавать «всем сестрам по серьгам» я не хочу, так как не считаю это порядочным.
        Что касается оценки разных спектаклей, то прошу читателей, среди которых, наверняка, находятся и штатные или записные рецензенты театра, принять одну аксиому: я высказываю свою и только свою точку зрения, вовсе не претендуя на отражение официальных линий каких-либо организаций. Объективизмом не грешу — как, впрочем, и любой из нас, театралов... Самое начало семидесятых театр встретил надежным репертуаром, с успехом опробованным на многих сценах страны: «А зори здесь тихие...», «Конец Хитрова рынка», «Сказки старого Арбата». В них хорошо заявили о себе молодые актеры В.Быкова, В.Горбунов, М.Липницкий, Г.Овсянникова, В.Софьин, Б.Гусаков — ныне популярный киноактер, и доныне работающие на томской сцене Г.Непорожнева и Л.Попыванова. Подспудно копились творческие силы, крепло внутри коллектива убеждение в том, что театр не должен быть «как все», что пора бы и ему заявить о себе «лица необщим выраженьем».
        И грянул взрыв!
        Сезон 1972-73 годов Томская драма начала вовсе без главного режиссера, но — как начала!
        Сменилось административное руководство: директором театра стал заслуженный артист Казахской ССР В.И.Ермаков, актер очень высокого класса. Вместе с ним из Павлодара приехала в Томск группа актеров, надолго занявшая ведущее положение в театре: О.Афанасьев, в будущем заслуженный артист РСФСР, А.Булдаков, Ю.Десницкий, О.Мальцева, Л.Ошева, А.Пискунов. Из Новосибирска были приглашены на роли молодых героев В.Бекетова и А.Лукин. Появился молодой специалист А.Ланговой.
        Сезон открылся феерической комедией В. Маяковского «Клоп». В принципе, это была калька недавнего спектакля павлодарского театра, составившего себе замечательную репутацию в театральном мире, но не нашедшего понимания местных властей и потому вынужденного «эмигрировать», причем и у триумфа, и у поражения были одинаковые причины: неоглядная раскованность и смелость. Так или иначе, в нашем городе мнение о «Клопе» было единодушным: томская сцена до сей поры ничего подобного не видела. Броская режиссура Владимира Кузенкова, оригинальная сценография Л. Столяровой, исполнение главной роли Олегом Афанасьевым (он же восстановил павлодарский спектакль в Томске) сделали свое дело: «Клоп» был обречен на многолетний успех. Он выдержал больше ста пятидесяти представлений, и каждый раз молодежная аудитория томичей обеспечивала театру аншлаг.
        Впервые за многие годы театральный Томск услышал вопросы насчет «лишнего билетика». Это случилось в связи с постановкой тем же О.Афанасьевым пьесы М.Рощина «Валентин и Валентина». И вновь подтвердилась правильность ставки на молодежного зрителя. Конечно, в успехе спектакля в значительной мере повинен драматургический материал, но «Валентин и Валентина» были поставлены одновременно в десятках театров страны, и далеко не в каждом областном городе этот спектакль вызвал такой ажиотаж как у нас. Томск соскучился по хорошему театру.
        Весной 1973 года внезапно на нашей сцене была поставлена пьеса Александра Вампилова «Свидание в предместье» («Старший сын») в режиссуре А.Пискунова. Михаил Александрович Исаев сыграл здесь роль Сарафанова. М.А.Исаева в театре ласково называли дядей Мишей. Был он актером не броской, но сильной индивидуальности, которому равно удавались роли как классического, так и современного репертуара. В годы войны артист флотского театра на северных морях, он в мирной жизни был человеком честным, прямым и справедливым. В конфликтных ситуациях которые театру, увы, органически присущи, к нему обращались как к третейскому судье: знали — всегда рассудит по совести. Не о каждом из умерших можно сказать: его любили; Михаил Александрович был любим и людьми старшего поколения, и театральной молодежью. И зрителем, разумеется.
        Я видел народного артиста Удмуртской АССР М.А.Исаева в десятках разных спектаклей, и всегда его появление на сцене вызывало во мне самые добрые чувства — как будто встретил старого друга. Лучшей же работой Исаева я считаю роль в «Превышении власти» В.Черных в постановке Ф.Григорьяна. Тогда еще не было расхожим понятие «вампиловский театр», да и само имя драматурга мало что говорило зрителям. Однако ж, комедию зритель сразу полюбил, а рецензент «Красного знамени» благожелательно оценил творчество автора пьесы: «Хочется верить, что нам предстоят свидания и с другими произведениями этого автора».
        Новый главный режиссер театра И.А.Южаков заявил о себе спектаклем «Сталевары» по пьесе Г.Бокарева. «Нравственный итог, к которому пришли герои спектакля, неизбежно отзовется в сердцах зрителей, заставит их задуматься о времени и о себе»,— писал в «Красном знамени» доцент ТГУ Н.Н.Киселев. Сценограф Б.Бланк сработал на грани возможного, воплотив на сцене подлинный мартеновский цех.
        Комедия Д.Попуэлла «Миссис Пайпер ведет следствие», поставленная осенью 1973 года, стала долгожительницей театральной афиши, продержавшись на сцене до настоящего времени! После годового перерыва, связанного с уходом из жизни Т.П.Лебедевой, спектакль был восстановлен — с О.Мальцевой в главной роли» Конечно, немалое значение имело детективное содержание пьесы, воплощенное в остросюжетный спектакль О.Афанасьевым, однако не будь в театре такой Лили Пайпер, как народная артистка РСФСР Тамара Павловна Лебедева, судьба постановки на томской сцене была бы более кратковременной. Простая женщина, уборщица, проявляющая неожиданные — и недюжинные! — шерлокхолмсовские способности, просто очаровывает зрителя, и он с самых первых мизансцен до финала пребывает под обаянием прекрасной актрисы.
        ... Ее исполнение заглавной роли в спектакле «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Джона Патрика сравнивали с игрой Фаины Раневской, отмечая при этом сугубую индивидуальность Лебедевой. Любимая актриса нескольких поколений томских зрителей, она создала на сцене нашего театра многие десятки образов. Тамара Павловна в последние годы была очень больна, но сцену оставила только со смертью. Произошло это весной 1988 года. Желающим узнать о творческом пути Тамары Павловны рекомендую прочесть книжку о ней, которая так и называется: «Народная артистка РСФСР Т.П.Лебедева». Автор — Мария Смирнова, выпущена книжка Томским издательством в 1986 году.
                В сезоне 1974-75 годов театр показал спектакль «Из племени кедра». Инсценировку одноименного романа томского писателя А.Шелудякова сделал постановщик О.Афанасьев. Это была довольна удачная попытка создать свой, томский, «фирменный» спектакль. Взволнованный и поэтичный рассказ о прошлом и будущем томского Севера, Васюганья — земли суровой, но щедрой. Ликование геологов, нашедших первые проявления нефтеносности, а потом — легкий стрекот вертолетов над тайгой, и вот уже — лес стройных буровых вышек... Успех спектакля делили между собою и обе исполнительницы роли Юганы, хранительницы богатств тайги,— Т.П.Лебедева и Г.Ф.Непорожнева.
        Подъем театра был ощутимо крутым, но не следует думать, что все на пути томского театра в эти годы было гладко. Случались и проходные работы, и серость, и откровенные, потрясающие неудачи. «Каникулы могли быть интереснее»,— так называлась рецензия на спектакль «Московские каникулы», постановщик которого А.А.Хлебников не смог преодолеть драматургические слабости пьесы А.Кузнецова.
        Яркий, зрелищный спектакль «Валенсианская вдова» — «скерцо на темы Лопе» был поставлен И.Южаковым, но яркость-то как раз ничего и не означала: режиссеру не удалось четко вычленить главную тему, идею спектакля, и он оказался не только бесконечно далек духу первоисточника, но и как — говорят в театральном мире — ни про что.
        Всего один раз прошел спектакль «Осторожно: студенты!» по пьесе С.Заплавного — его показали на Третьем областном слете томских студенческих строительных отрядов 18 ноября 1974 года. Пьеса была слабой и режиссура ей не помогла. Спектакль просто развалился, распался на отдельные фрагменты, мизансцены. Были, правда, удачйые актерские работы А.Буханченко, С.Грановесова, В.Субботина, но ни они, ни мелодии С.Королева и И.Кузнецова не спасли спектакль — он был снят.
        Совсем редкими гостями стали в те годы на томской сцене пьесы русских классиков.
        За десятилетие 1964-74 годов театр поставил всего пять классических пьес, из них три — А.Н.Островского — «Горячее сердце» (в этом спектакле зимою 1969 года сыграл роль Градобоева приехавший в Томск во время декады московской культуры народный артист СССР А.Н.Грибов), «На всякого мудреца довольно простоты» и «Женитьба Белугина», а также чеховский «Дядя Ваня» и «Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому, Увы, все без исключения эти постановки оказались безнадежно ординарны...
        Почему я неизменно обращаю внимание на такой показатель, как количество и качество классики в театральном репертуаре? Убежден: именно классическая драматургия является подлинной школой актерского мастерства; на ней оттачивается и шлифуется артистизм исполнителей.
дальше

 

Валентина БекетоваМирон ЛипницкийОльга МальцеваВ.Ермаков, С.Грановесов ("Долгожданный")

двойной клик для получения большого фото


Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
Обработка квартир от клопов - гарантия
Заказать увеличение груди по доступной цене.