В камерном - премьера
на главную страницу на главную страницу на страницу театра

В камерном - премьера

Утром "настоящее" радио любезно сообщило о разбившемся в Швейцарии самолете, очередных отключениях электроэнергии на Дальнем Востоке и о том, что в Москве расстреляли в упор какого-то бизнесмена, но преступников пока не изловили. Что-то случилось с электроэнергией и у нас, троллейбус, на котором я ехал на службу, остановился в самом неподходящем месте, и на встречу с избирательницей я опоздал. К тому же она просила квартиру, никак не желая понять, что очереди, в которую когда-то была записана, давно не существует, да и депутаты квартир не раздают... Если добавить к этому несколько неприятных "внутренних" разговоров, статью в газете о приставах, забравших у должников не только ценные вещи, но еще и двери, то можно понять, с каким настроением я поднял трубку в сотый раз зазвонившего телефона.

- У нас сегодня премьера. "Корова" Птушкиной, Алла Николаевна приглашает вас.

Какая еще премьера, какой театр, когда голова раскалывается, настроение гнусное, давление нехорошее и вообще, как говорит президент, "выть хочется"! Но камерный драматический театр - предмет давнего и искреннего уважения в нашей семье, и не пойти на премьеру нам просто неприлично. Кроме того, не ответить на внимание постановщика спектакля Аллы Буханченко, заслуженной артистки России, режиссера высочайшего класса и интеллигентнейшего человека, было бы просто бестактно! К тому же Н.Птушкина - автор весьма интересный, ее добрую и трогательную комедию "Бес в ребро, или Мужчина к празднику" мы с
удовольствием смотрели в этом же театре.

Итак, смотрим, как муж (Ю.Казаков) уходит от женщины, с которой прожил жизнь, к другой, что лет на двадцать моложе (обычно мужчины не предполагают, что новая любовь вскоре тоже заметит разницу в возрасте). Увы, ситуация стандартная. Но дальше началась самая настоящая фантасмагория, пересказывать суть которой нельзя, так как до заключительной реплики героини: "Ну почему, почему мужчины встают перед нами на колени только тогда, когда нам это уже совсем не нужно?" - невозможно догадаться, как разрешится предложенная зрителю коллизия. Посмотрите, пожалуйста, этот спектакль сами!

Сейчас же я хочу сказать о другом. Не знаю, почему театр отказался от старого названия, возможно, потому, что, говоря "интим", люди имеют в виду вовсе не подлинное значение этого слова - глубоко личное, сокровенное, задушевное, а нечто иное. А по сути своей наш камерный и есть интимный в высоком смысле, ибо он рождает чувство искреннего сопереживания и даже соучастия в происходящем, создает ту редкую задушевность, когда исполнители и зрители - одна семья. В "Корове", может быть, это особенно чувствуется, ибо при внешней искусственности сюжета те, кого мы видим на сцене, хорошо нам известны в жизни. Ну кто не видел разбитных бабенок, непрерывно меняющих своих мужей и до самого преклонного возраста искренне верящих в свою неотразимость и в право командовать родными и близкими (Л.Абзаева)? Кто не знает "мужичков с хитринкой", не пропускающих того, что плохо лежит, любителей выпить, особенно за чужой счет (Александр в исполнении Г.Клиновицкого настолько характерен, что все время хотелось вспомнить - на кого же из моих недавних просителей он похож). Руслан, полная противоположность своему брату, немножко загадочный, серьезный, основательный, очень добрый, - Николай Мохов с блеском показал одного из тех мудрецов, на которых страна держится. И, конечно, Катерина. Боже, сколько же у нас таких прекрасных женщин, и почему мы не можем сделать их счастливыми? Или они умеют оставаться счастливыми в любых условиях, в этом особое достоинство русских женщин?

Алла Буханченко, поставившая спектакль и с блеском исполнившая главную роль, сумела решить очень непростую задачу: заставить зрителя думать и спорить, осмысливая то, что происходит с нами. И хотя в программе написано: "Лирическая комедия", - увидели-то мы философскую драму (впрочем, смеялись зрители часто и от души). И еще одно. Говорить о том, что жизнь ныне нелегка и т.п., стало чем-то вроде хорошего тона. А вот сделать так, чтобы нам стало лучше, умеют далеко не все. И это лучшее вовсе не только хлеб насущный, это еще и хлеб духовный, которого при нынешних стрессах нам так не хватает и который несут нам театры, несет наш камерный. Зрители и артисты это хорошо понимают. Понимают ли те, кто должен поддерживать их во всех отношениях, прежде всего в материальном, -
не уверен. Впрочем, это совсем особая тема, а за приглашение, Алла Николаевна,спасибо. Настроение-то после вашего спектакля улучшилось, да и давление пришло в норму. Когда следующая премьера?

Лев ПИЧУРИН,
профессор ТГПУ.




Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
Эргономичные стойки ресепшен для секретарей.