Дама, Женщина, Леди…

ТОМСКИЙ ВЕСТНИК 27 Июня 2006 (Понедельник) № 117
Перепечатка с сайта "Все новости.Томск" /www.vesti70.ru

Ирина Травина

Дама, Женщина, Леди…

Софья Сапожникова

Сегодня девять дней, как завершился земной путь Софьи Львовны Сапожниковой, члена Томского отделения Союза театральных деятелей России c 1949 года.

Коренные томичи знают, что кукольный театр в Томске в его самом первом варианте создан при ее непосредственном участии - Софья Сапожникова была первым режиссером первого профессионального кукольного спектакля для детей. Это был "Гусенок", доставивший столько радости детям, тогда вовсе не избалованным развлечениями: шел 1946-й, первый послевоенный год. Она первая в Томске совместила на сцене кукольный и живой план, и этому событию тоже можно отмечать юбилей.

Она стала одним из первых режиссеров народного театра Дома ученых - это при ней он стал знаменитым. Еще бы: артистами были молодые ученые, ныне профессора, академики, разъехавшиеся по всему миру. Наверно, труппа Сапожниковой была одной из самых интеллектуальных в истории российского театра. И даже передав коллектив другим режиссерам, она долго сотрудничала с Домом ученых - работала с чтецами-декламаторами, ставила маленькие скетчи, писала сценарии. Последней ее работой в этом коллективе была постановка, приуроченная к Новому, 2005-му, году. Режиссеру, кстати, тогда исполнилось 85… Ей захотелось высказаться напоследок, и она собрала тех артистов, с кем работала когда-то давно. И их детей - тоже.

Она стала режиссером первой передачи на Томском телевидении. А надо заметить, что Томск был пятым городом в СССР, в котором появилась собственная студия телевещания - после Москвы, Ленинграда, Киева и Харькова. Передача была о памятниках истории в Московском Кремле, а гостем Софьи Сапожниковой был профессор Израиль Менделевич Разгон - его имя много значит для историков Томска и для истории Гражданской войны, за изыскания в которой он, собственно, и был сослан в Томск.

Что ни вспомни из жизни и деятельности Софьи Сапожниковой - все история. Она первой начала ставить на телевидении театральные спектакли, которые шли без записи, в прямом эфире. Актриса, игравшая главную роль в ее постановке 1958 года "Вишневое платье", Тамара Гутова, до сих пор вспоминает, какой популярной она стала среди томичей после той передачи.

Софья Сапожникова первой экранизировала повесть томской писательницы Марии Халфиной "Мачеха" в 1971 году. Как вспоминает Людмила Полянская, актриса, а ныне заместитель председателя Томского отделения СТД, сыгравшая в этом телевизионном спектакле эпизод, работать с Софьей Львовной было очень интересно и очень непросто - она была требовательным режиссером. Когда-то Софья Львовна в разговоре с Людмилой Анатольевной сказала, что ее любимые цветы - красные гвоздики. И добавила: "Когда будете провожать меня, позаботься о красных гвоздиках". На увещевания собеседницы: "Да что вы такое говорите, вы в прекрасной форме!", Сапожникова справедливо заметила: "Ведь когда-то же я умру". Людмила Полянская пришла проститься со старейшим членом театрального братства с охапкой красных гвоздик.

Софья Сапожникова - киевлянка, родилась в большой семье, где было принято собираться всем вместе за накрытым столом, где каждая трапеза становилась праздником общения. В Москву она уехала учиться театральному делу. А учителем ее был Соломон Михоэлс. Это ли не великая история страны, отраженная в отдельной человеческой жизни! Именно тогда она познакомилась с Виктором Цейтлиным, вернувшимся с войны и тоже ставшим учеником великого Мастера. Когда молодые люди решили пожениться, свидетелем они просили быть своего учителя. И он засвидетельствовал серьезность намерений своих учеников в ЗАГСе города Москвы. Втроем они и отметили это событие - шел первый послевоенный, совсем несытый год. В последние годы Софья Львовна вдовствовала: Виктор Соломонович покинул этот мир первым. Эта семья оставила заметный след в истории и культуре Томска. Виктор Соломонович Цейтлин тоже занимался театром. А потом долгие годы возглавлял Томскую филармонию.

Именно при нем были заложены основы славы томских ценителей музыки, так что последующим, и тоже замечательным, руководителям Томской филармонии Эммануилу Зайдману и Моисею Мучнику было легче уговаривать великих музыкантов приехать в Томск и порадовать томичей своим искусством.

Виктор Соломонович всегда относился к своей супруге как к королеве. Да и были основания. Мало сказать, что она была хороша собой. Она была еще и экстравагантна, изобретательна, и это было необычно, непривычно. Она знала цену детали в туалете - платочек, шарфик, поясок, неожиданная брошь. Как-то молодые коллеги на студии ТВ спросили ее, настоящие ли у нее драгоценности (тогда носили, по большей части, чешскую бижутерию, блиставшую ярче золота и бриллиантов). Ее ответ стал классикой: "Девочки, в моем возрасте носят либо настоящие камни, либо не носят ничего".

Она была настоящей Дамой во всем. Соседка, знающая ее не одно десятилетие, рассказывает, что в ответ на приглашение прогуляться вокруг дома ради моциона Софья Львовна неизменно отвечала: "Я буду готова через сорок минут". И неизменно появлялась с легким макияжем и изящным платочком на шее…

Такой ее и запомнили. В последний путь Софью Львовну Сапожникову провожали театральные люди, телевизионщики, художники, врачи, родные. Были теплые слова - и каждый говорил о том, что провожают сегодня красивую женщину. Это как раз то, что была бы рада услышать ушедшая от нас мудрая женщина Софья…

 

На главную | Новости | | Томск театральный в ЖЖ |

 


Главная страница
Реклама:
Atrium Design ландшафтный, дизайн озеленение проектирование.
налоговые консультации, задайте вопрос на сайте.
Сделать заказ автобус класса.