Вечный выбор

Мария Симонова

Вечный выбор
Бенефис Татьяны Ермолаевой

 

Подготовка к этому спектаклю началась в театре куклы и актера им. Р.Виндермана "Скоморох" почти год назад. Какие только обстоятельства не откладывали премьеру "Визита старой дамы" Ф. Дюрренматта, но все же она состоялась!
"Визит старой дамы" изначально планировали сделать бенефисом заслуженной артистки РФ Татьяны Ермолаевой. И пьесу подбирали специально для нее.

- Я перечитал очень много пьес, перед тем, как вспомнить о Дюрренматте, - рассказывает режиссер спектакля Сергей Ягодкин. - В "Визите старой дамы" мне нравится сама проблема: женщина возвращается в город, который ее когда-то предал, она мстит городу. Тема очень циничная и холодная и, на первый взгляд, не всем близкая. Но ведь в нашем обществе сейчас очень актуален один вопрос: переступить грань своих моральных ценностей во имя каких-то благ, или оставаться самим собой, но не иметь материального благополучия, не занимать в обществе значимого места? Если посмотреть на пьесу в этом ракурсе, то получается, что она очень злободневная!
        На афише уточняется: "Визит старой дамы" - это Ф. Дюрренматт в редакции театра. В тексте пьесы - несколько десятков героев. На сцене - пять человек. Многочисленный народ городка Гюллена авторы спектакля обобщили в несколько типажей (в роли гюллинцев выступают Дмитрий Никифоров, Юрий Орлов, Максим Клюкин (в другом составе - Вячеслав Василевский). Ведь при обилии персонажей, в пьесе только два имени: Клара Цаханассьян и Альфред Илл. Остальные называются только по своим профессиям: полицейский, священник, врач…Часть жителей города появляются на сцене в бездушном кукольном виде - их "играют" куклы Барби.
        Маленький город Гюллен, куда возвращается ради мести миллиардерша Клара (Татьяна Ермолаева, в другом составе - Елена Дзюба), переживает тяжелые времена. Здесь тяжелый финансовый кризис и безработица. В спектакле гюллинцы оказываются в еще более сложных обстоятельствах. Они лишены всего: не только денег и даже одежды (на жителях города - комбинезоны-дрессы телесного цвета), но и женщин. Уже даже поэтому появление Клары сразу обостряет все взаимоотношения.
        В контрасте с "голыми" гюллинцами, Клара по ходу действия меняет много причудливых, красивых костюмов (художник спектакля - заслуженный работник культуры РФ Любовь Петрова). В родной город миллиардершу приводит желание мести. Она приезжает с чудовищным, провоцирующим предложением для жителей Гюллина: убить предавшего ее Илла и получить взамен миллиард.
- У Клары страшная судьба, я ей глубоко сострадаю, - говорит Татьяна Ермолаева. -Нельзя не любить свою героиню. Я считаю, что нет такого человека, в котором не сталось совсем ничего хорошего. Конечно, очень сложно представить себя человека, который 40 лет думал только о том, чтобы отомстить Иллу, жил местью. Но ведь в юности Клара совершенно искренне любила, и настолько верила мужчине, что его предательство сделала из нее такое чудовище. Несколько раз та, прежняя Клара прорывается в ней.
        Клара холодно и решительно требует смерти Илла. Нотки нежности появляются лишь в сценах-воспоминаниях и в последней беседе с Иллом. Но в финале мы видим ее беременной рыжей девчонкой - такой ее и изгнали из Гюллина много лет назад.
        Альфред Илл (Владимир Козлов) существенно меняется на протяжении спектакля. Сначала это самоуверенный мужчина, думающий, что Клара до сих пор к нему неравнодушна. Затем он заметно напуган, боится за свою жизнь. А ближе к развязке приходит принятие ситуации, готовность нести ответственность за свои поступки. Сцена прогулки-прощания с семьей (семья представлена только в виде голосов) - одна из самых трогательных в спектакле.
        - Мне интересна роль Илла, на мой взгляд, его путь - это путь от человека "как все", который мечется в поисках сиюминутной выгоды, к тому человеку, каким он родился на свет божий, - считает Владимир Козлов. - За суетой смысл жизни теряется. В результате человек перед смертью вдруг понимает, что он потратил свою единственную жизнь непонятно на что. Пьеса Дюрренматта вневременная, с таким материалом интересно работать. В финале спектакля Илл готов за все платить. В этом его мужество, когда он понимает, что ничего изменить уже нельзя и жизнь почти прошла, то он возвращается к себе, обретает себя. Это самое ценное, что он может в той ситуации сделать.
Гюллинцы тоже делают свой выбор, и в финале отказываются от Илла, предпочитая деньги. Сцена собрания горожанрешена в формате современной радиопередачи: звучат веселые заставки хит-ФМ, прожектора работают в дискотечном режиме. А на руках у гюллинцев красные перчатки. Город уже ждет миллиард, а Илла - гроб. На сцене появляются фотографии Томска - как непрозрачный намек на то, что проблема выбора между деньгами и другими ценностями существует везде и очень актуальна, пусть и выбор обычно не так гиперболизировано страшен.

1 марта 2006 г.

На главную | | Подписка

 


Главная страница
Реклама:
Купить выпрямитель сварочный вксм 1000