Любовь в ритме блюза

ТОМСКИЙ ВЕСТНИК 16 Февраля 2007 (Понедельник) № 29
Перепечатка с сайта "Все новости.Томск" /www.vesti70.ru

Татьяна Веснина

Любовь в ритме блюза

        Лариса Лелянова ставит недетские спектакли в ТЮЗе

Очередная премьера в томском ТЮЗе доказала, что театр круто меняет свой имидж - от «юного зрителя» к молодежному. К Татьяниному дню, неформальному дню российского студенчества, здесь приурочили премьеру спектакля «Извините, что я вас любил (убил)», поставленного главным режиссером театра, заслуженным деятелем искусств Ларисой Леляновой по мотивам пьес Гарольда Пинтера «Любовник», «Коллекция» и «Пейзаж».

Премьера родила шутку в театральных кругах: в ТЮЗ теперь до 18 лет не пускают. Действительно, спектакль получился не совсем для юного зрителя.

Уведомление

Известный театральный критик Татьяна Москвина критиковала своих коллег за то, что вместо четкого и лаконичного ответа на вопрос потенциального зрителя, понравился или не понравился спектакль, те начинают наворачивать вавилонские башни метафор, реминисценций и аллюзий. Так вот для торопливых зрителей-читателей сообщаю в первых строках: «сеанс групповой психотерапии или любовные игры в двух действиях», как обозначила жанр постановки Лариса Лелянова, мне понравился. Особенно второе действие. Я бы даже, как профессор Преображенский, приходила сразу после антракта, когда на сцену выходят Илья Гваракидзе и Александр Сук, чтобы упиваться их игрой.

Но для того, чтобы почувствовать мелодию любви и насладиться сложным, но безумно интересным языком сценических метафор, каким в совершенстве владеет режиссер Лелянова, настойчиво рекомендую посетить и первое действие. Тем более в первом на сцену выходят любимцы томской публики Ольга Рябова, Людмила Мелентьева, Максим Бардашев, замечательно работает без слов Денис Нефедьев, любопытно наблюдать и за Вячеславом Оствальдом.

Даже если вы не сразу все поймете (что не удивительно, в основе - пьесы классика театра абсурда), все равно стоит сходить. Потому что это высокая драматургия и классная режиссура.

Сертификат

Та же Татьяна Москвина выдвинула предложение: вместо анонса прилагать к билету своеобразный «сертификат качества». Как в аптеке. А в сертификате указывать краткие и самые объективные сведения о театральном продукте: от времени написания пьесы и ее первой постановки до сообщения, употребляется ли в спектакле ненормативная лексика, есть ли обнаженная натура и действия, имитирующие физиологические отправления.

Отчасти такой документ заменяет программка. Там помещены сведения об авторе и пьесах. Для тех, кто не любит покупать программки, напомню, что в октябре 2005 года Гарольду Пинтеру была присуждена Нобелевская премия.

В отличие от «Калеки с острова Инишмаан», в «Извините, что я вас любил (убил)» ненормативной лексики нет. А обнаженная натура есть. Сначала мы видим полуголых Людмилу Мелентьеву (Сара) и Ричарда (Максим Бардашев), потом Анну Корзун (Стелла) и Илью Гваракидзе (Джеймс). Но фокус в том, что в постельных сценах нет никакой эротики. Эротика начинается там, где герои одеты. А в постели – катастрофа, любовь на краю пропасти. Это уведомление адресовано тем «юным» девам 60 лет и старше, которых шокирует вид красивого женского тела. Для успокоения могу сказать: тело есть, а секса нет.

Москвина рекомендовала давать в сертификате и кратное содержание спектакля. Когда я пытаюсь «посадить на крючок» потенциального зрителя, то излагаю упрощенную схему. В «Любовнике» муж и жена играют в любовников, в «Коллекции» муж убежден в измене жены и идет знакомиться с соблазнителем, в «Пейзаже» жена всю жизнь мечтала, чтобы ее муж соблазнил, а он соблазнил другую... Но имейте в виду, схема от спектакля отличается так же, как карта города от самого города.

Для ленивого читателя этого достаточно, а любопытный может читать дальше.

Любить тебя – такая мука

Через день после премьеры у меня состоялся разговор с театральным критиком, профессором ТГПУ Валентиной Головчинер о спектаклях Ларисы Леляновой, поставленных в томском ТЮЗе. Разговор начался с общего вопроса: может ли один человек изменить театральную обстановку в городе? Валентина Егоровна напомнила о трех театральных эпохах, о трех режиссерах, когда Томск звучал на всю страну – это такие «медальоны» как Илья Калабухов, Феликс Григорьян и Роман Виндерман.

- Сейчас мы живем в городе, куда приехал очень интересный режиссер и неординарная личность, - продолжала она. - Это счастливое совпадение Города и Творца. Режиссер Лелянова, на мой взгляд, обладает удивительным качеством: она кожей ощущает жизнь, которая пульсирует за пределами театра. И то, что чувствует спиной (это дыхание города и жизни), воплощает на сцене.

Кроме того, она привезла в Томск зарубежную драму, от которой мы отвыкли. С ней пришел репертуар сложный. Крупные зарубежные имена: и Воннегут, и МакДонах, и вот сейчас Пинтер. Это драматурги, которые позволяют себе говорить о более сложных вещах, чем Рей Куни в «Таксисте».

- Не случайно после премьеры «Калеки с острова Инишмаан» появился парафраз: «Томск – не такая уж дыра, коли здесь ставят МакДонаха». Примечательно, что даже из самой сложной драматургии Лелянова извлекает любовь как основную тему.

- А вы думаете, то, что мы увидели на последней премьере, про любовь? Нет, это про то, как сложно люди живут. Трудные, сложные отношения возникают у героев леляновского спектакля не только с другим, самым любящим и любимым человеком, но и с самим собой. Вот о чем спектакль.

Тема, которую подняла режиссер Лелянова, очень сложная. Человек реализуется в разных сферах. На производстве, в любви, в творчестве. И домой он несет свое производство. Герои леляновского спектакля «С днем рождения, Ванда Джун!» - это плоть от плоти социума. Они несут его в дом к себе, к близким, то, что они позволили себе сделать обществу из себя, не желая ни в чем меняться, не желая входить в другие обстоятельства.

Или вспомним «Калеку» МакДонаха. Мы видим людей, которые не привыкли к выражению тонких чувств. Даже если они что-то ощущают, то сами не знают, как это чувство называется. Ни речевой аппарат, ни чувства их не приспособлены к высоким материям. И задача художника была за этим панцирем грубости обнаружить такие тайники человечности, такой запас гуманизма, такое человеческое начало, что поражаешься, какая там живет нежная и ранимая душа.

А в спектакле по пинтеровским пьесам – еще более сложные, на мой взгляд, вещи. Да, согласна, спектакль о любви. Но это о том моменте, когда все абсолютно светло, ясно, прекрасно. А люди не могут удержать эти отношения. В спектакле показан процесс.

- И процессу дано точное жанровое определение – сеанс групповой психотерапии. В него вовлечены и зрители.

- И эта огромная тема «любви как муки» взята в очень сложной композиции. Это джазовая композиция, когда одна тема уходит, другая появляется. Одна громче звучит, другая стихает. И оказывается, три истории с людьми в разном возрасте, на разном этапе отношений пар, а все об одном – как трудно!

Посмотрите, как простроена композиция: уже не могут понять друг друга не только мужчина и женщина, а два мужчины. Они не могут друг друга убедить («Коллекция»). Вот насколько сложны человеческие отношения.

И даны эти отношения в форме остро современной. Меня поразило и музыкальное оформление. Оказывается, музыку подбирала сама Лелянова. У Ларисы Олеговны есть два несомненных достоинства – умение строить и держать сложное целое. Сегодня это очень редкое качество. Довести до конца и сцепить это единое целое при такой симфонической композиции, при незавершенности финала - это сложно.

И в актерах Лелянова умеет разбудить то, чего они сами о себе что-то не знали, помочь понять. Об удивительном содружестве главного режиссера с главным художником Владимиром Авдеевым надо говорить отдельно. Это содружество сложилось на наших глазах. Я смотрю третий спектакль и третий раз испытываю потрясение.

Можно только радоваться, что в городе появился интересный театр. Да, бывают более удачные спектакли, бывают менее. Но я хочу надеяться, что доверие этого режиссера к этим актерам позволит им вырасти над собой и в себе реализовать какие-то свои качества.

 

На главную | Новости | | Томск театральный в ЖЖ |

 


Главная страница