История о потерянном времени

Пишет Natalie (na_talie) в tomsk_teatr
@ 2006-11-13 09:34:00

История о потерянном времени

Человек всегда мечтал убежать от времени. Героям нового спектакля Театра юного зрителя «Страшный суп» это удалось.

        Цитата: «Человек всегда мечтал убежать от времени, ускакать от смерти на четвереньках. Человек всегда мечтал жить вечно, по крайней мере, жить больше, чем сосед с верхней лестничной клетки. И что же теперь? Кто отмерит наши грехи, кто заставит нас заглянуть в зеркало, когда ты вечно грудной ребенок, когда тебе вечно или восемнадцать или сорок или шестьдесят лет?»
Олег Богаев, «Страшный суп».

        Пьесу, которая легла в основу спектакля, написал Олег Богаев. Этот известный екатеринбургский драматург умеет фантазировать и помещать своих персонажей в такие условия, где каждый может открыться, узнать про себя что-то важное.

        Сюжет пьесы фантасмагоричен. «В один прекрасный день календарь и часы стали анахронизмом, пустой бессмыслицей, вроде античного экспоната. Время покинуло Землю, и вернулось обратно – домой в Космос». Этакий своеобразный «День сурка». Только герои спектакля, в отличие от героя упомянутого фильма, вынуждены раз за разом проживать не одни и те же сутки, а совсем короткий временной отрезок в шесть минут.
        На написание пьесы «Страшный суп» Богаева сподвигла нелепая опечатка в Евангелии, превратившая апокалипсическое действо в забавное кулинарное блюдо. Итак, страшный суд в версии Богаева в лучших традициях абсурда становится «страшным супом», где Великий Повар уготовил грешникам отвратительную кару — закольцевал время и заставил людей сотни раз делать одно и то же действие. Абсурд набирает обороты, и спектакль начинает напоминать пародию на фильм ужасов.
        Новосибирский режиссер Евгений Рогулькин (известный томичам по спектаклю «Витязь в чужой тарелке») существенно переработал пьесу Богаева, сократил количество персонажей. В результате пьеса стала более лаконичной, емкой и современной. Кроме того, Евгений Рогулькин ввел в спектакль нового персонажа.
        Нечто (актриса Марина Дюсметова) – существо иного порядка, обитающее как бы в параллельном пространстве, имеющее возможность наблюдать за жизнью людей, но неспособное существенным образом влиять на происходящее.
        Кроме Марины Дюсметовой в спектакле заняты Марина Филоненко, Евгений Хасанов, Анвар Халитов, Алексей Попов и Дмитрий Цветков. Актерский ансамбль работает органично, спектакль смотрится на одном дыхании. Несомненная удача – роль Милиционера в исполнении Алексея Попова. Его эпизодический герой получился ярким, обаятельным, многоплановым, и, не смотря на гротескный характер, убедительным и узнаваемым.
        Увы, саму пьесу «Страшный суп» не назовешь совершенной. Ближе к финалу создается впечатление, что автор заигрался, запутался в своих собственных сюжетных построениях и никак не может найти логичного и достоверного финала. По примеру древних греков на сцену даже посылается Deus ex mahina – Архангел Гавриил. Евгений Рогулькин существенно изменил финал пьесы Богаева, и это пошло ей на пользу. Версия новосибирского режиссера выглядит более четкой и логичной. И… оставляет право на надежду. Стрелки часов все-таки дрогнули и сдвинулись с места.
        – Я считаю, что в финале любого спектакля должно быть два гроша надежды, – считает Евгений Рогулькин. – Но... часы начинают идти как бы нехотя, и финал остается открытым – удалось героям выбраться из замкнутого круга или нет, каждый зритель решит для себя сам.

 

На главную | | Томск театральный в ЖЖ |

 


Главная страница