Театральный романс

Николай Воронин

Театральный романс

         Инициатива федеральных законодателей перевести большую часть культурных учреждений на коммерческие рельсы, вызвала в среде деятелей искусства легкий шок. Пока могучий государственный паровоз летел вперед, в светлое будущее, работники театров, музеев и прочих культурно-просветительских учреждений привыкли, что основу их заработка составляет более или менее полноводный бюджетный финансовый ручей. Перспектива лишиться основного источника дохода здорово напугала даже именитых московских режиссеров. Однако накал страстей, бушующих вокруг театральной реформы в Москве, в провинции отдается лишь шорохом закулисья. В глубине души каждый надеется, что уж ему-то финансирование сохранят. Забывая при этом, что Томск - город, хоть и умный, но не слишком богатый и, хоть и культурный, но не слишком большой.

         Сергей Захарков, начальник департамента Томской области по культуре и туризму: - Для небольшого города три театра, финансируемых из областного бюджета, - это проблема. Это проблема, и в этой части нужно просто принять решение. Губернатор и дума вполне могут принять такое решение, чтобы сохранить и даже улучшить состояние театров. Но это будет взвешиваться, вы же понимаете, на одних весах, Здравоохранение, мы, образование… И будут ли эти средства?

         О том, что культура и сейчас финансируется в основном по остаточному принципу, говорят достаточно открыто. Но еще более откровенно говорят о том, что и эти деньги недурно было бы перераспределить. Потому что охотников до бюджетных средств, использование которых почти не поддается контролю, скопилось слишком много.

         Аркадий Ратнер, начальник управления культуры мэрии г.Томска: - Конечно, я за сохранение театров, но в том объеме, в котором они есть сейчас в России - это просто немыслимо. Причем я не знаю ни одного руководителя театра, директора, по всей России, который не вставал бы утром рано и не вспоминал слово "дай". Они все говорят "дай"! Но при этом зарабатывать самостоятельно они еще пока не научились…

         Зато научились самостоятельно тратить, причем далеко не всегда оправданно. Приведу лишь один пример. При существующей системе актеры театра получают зарплату даже в том случае, если просто числятся в штате, не играя ни в одном спектакле. В Томске такие примеры есть. Пожалуй, самый известный из них - Вера Тютрина, до сих пор числящаяся актрисой театра драмы. Сколько бюджетных денег тратится подобным образом - неизвестно.

         Вера Тютрина, актриса Томского театра драмы, главный режиссер театра "Версия": - Вы мне не назовете ни одной отрасли, где человек месяцами, а то и годами может не приходить на работу - просто не приходить, за ненадобностью, и при этом получать зарплату. Среди нас - тех, кого не занимают катастрофически - есть те, кто получает и по 5 тысяч, и по 4, и по 3. И самое страшное - что многих это устраивает.

         Обвинять в сложившейся ситуации только систему государственного финансирования было бы неверно. Ее недостаток только в том, что она не позволяет отследить, каким образом распределяются бюджетные деньги. Виноватых нужно искать на уровне театрального менеджмента, который организует работу своих сотрудников подобным образом.

         Аркадий Ратнер: - Есть творческая личность, та же Вера Тютрина, и я ее не могу использовать так, чтобы она зарабатывала сама и приносила доход театру. Ну, тогда я просто должен взять бумагу и написать заявление: уважаемый Сергей Владимирович, прошу уволить меня по собственному желанию, так как я не справляюсь со своими обязанностями!

         Поскольку пока подобных заявлений в департамент культуры не поступало, разрушить эту систему сможет как раз грядущая реформа. Что же, собственно, предлагается? А предлагается два варианта. Первый - театр продолжает жить на государственные деньги, но теперь уже отчитывается за каждый выделенный бюджетный рубль. И второй - финансирование сохраняется лишь частично, в объеме оговоренных услуг. Например, за бюджетные деньги театр должен иметь в репертуаре пару детских спектаклей, один-два гастрольных - с легкими декорациями, чтобы его можно было провезти по области, и дать пару бесплатных представлений для инвалидов.

         Сергей Захарков: - Все! Все остальное - как называются спектакли, что вы ставите, как ставите, сколько человек участвует, какие зарплаты платите - это абсолютно ваше дело. Но тут есть маленький нюанс: если у вас возникают проблемы, вы должны сами их решать. Не удалось что-то в финансовом плане - берите кредит. Не смогли отдать - все это может дойти вплоть до банкротства.

         Зато все заработанные средства тоже остаются в полном распоряжении самого театра. При этом не нужно думать, что зарабатывает театр копейки. Речь идет даже не о выручке от продажи билетов, а о других внебюджетных доходах.

         Вера Тютрина: - Очень сильно театр спасает ситуация сдачи в аренду. Сдать в аренду театр драмы стоит то ли 70, то ли 75 тысяч рублей. На эти деньги, насколько я знаю, покупаются билеты и отчитываются, что на спектакли ходят.

         Вера Тютрина, режиссер единственного на сегодняшний день в России частного коммерческого театра "Версия", утверждает, что при грамотном менеджменте театр даже может стать достаточно прибыльным бизнесом - если ставить качественные спектакли, с привлечением московских звезд, и при этом не иметь финансового балласта в виде неоправданно раздутого штата сотрудников. Идеей открытия частного театра заинтересовались многие именитые москвичи - Лев Дуров, Александр Ширвиндт, Иосиф Райхельгауз. Буквально через неделю спектакль "Версии" "Портрет" посетит Сергей Виноградов. По словам Тютриной, шумиха, поднятая вокруг реформы - это всего лишь попытка спрятать за высокими словами об искусстве собственный корыстный интерес.

         Вера Тютрина: - Простите меня, кормушки серьезной лишатся некоторые. Это здорово! - внебюджетные средства, бюджетные средства, еще и с продажи билетов… Но у них там своя история, у нас здесь своя. Это, знаете, такая мутная водица, в которой многим хорошо ловится - уверяю вас. И мне досадно и жаль, что руководители области не сильно ориентируются в этом.

         В любом случае опасность реформы сильно преувеличена. Все крики о том, что театры лишают финансирования, совершенно безосновательны. Еще раз повторюсь - у каждого учреждения есть два варианта, и каждый коллектив свободен в своем выборе.

         Сергей Захарков: - Однозначно - "ты пойдешь, а ты не пойдешь", такой позиции нет. То есть никто не собирается театры ликвидировать или заставлять менять форму собственности. Другое дело, что область имеет право посчитать все и сказать: извините, ребята, вы нам не по карману.

         В целом так называемая театральная реформа сводится к ситуации, описанной Джонатаном Свифтом в "Приключениях Гулливера". Когда лилипут жалуется на то, что его посадили в клетку, Гулливер резонно замечает, что клетка, хоть и ограничивает свободу, но зато гарантирует безопасность. Что дороже для томских театров, им и предстоит решить в ближайшее время.

29.11.2004 Телекомпания "Алиса" - "Неделя".



Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров"

 


Главная страница
Реклама:
td21vek.ru
Оптовый трикотаж оптом от производителя это новая ступень развития вашего бизнеса.