Спасибо чиновникам за Шекспира
на главную страницуна главную страницу

Татьяна Веснина, 2000.

Спасибо чиновникам за Шекспира

В театральном языке "предлагаемые обстоятельства" - это и место, и время действия, и условия существования героев. Наш герой - театр-студия "Осколки" - дружная компания детей и взрослых, учеников и наставников, актеров и режиссеров - вот уже пятый год обитает в Томске на втором этаже здания по улице Елизаровых, 51-а. Именно здесь и состоялись мои свидания с "Осколками". Что касается времени действия, то это величина переменная. Ну а условия...

... Ребята репетировали "Шишовы напасти" Бориса Шергина. Смеялись, немного дурачились, представляя грубоватых, комичных деревенских персонажей. Однако ироничная интонация автора, растворенная в фольклорном языке рассказов, никак не хотела вписываться в сценическое действие.

- Что у вас происходит? - вмешался в процесс режиссер Андрей Колемасов, знакомый томичам как актер Театра драмы. - Вы играете эпизод, не обозначив сам принцип игры. Вспомните, в "Сюжете для небольшого рассказа" двое выходят и начинают читать книгу - таким образом заявляется прием. Мы же по логике все разобрали... Давайте определим исходное событие...

Наблюдать, как из набросков, из предположений, которые то приниались, то отбрасывались, рождается идея спектакля, было необычайно интересно. Вообще-то, "Осколки" уже играли спектакль о проделках Шиша - веселую, разудалую скоморошину. Но в традициях театра, в творческой манере режиссера - возвращаться к своим прежним постановкам, дорабатывать их. Вот и сейчас к шести уже готовым эпизодам они собирались добавить еще четыре. Хотя "добавить" - не совсем точное слово. Правильнее сказать - органично соединить, выстроив иное сквозное действие.

Я слушала рассуждения ребят про архангельского мужика и постоянно думала... о Косте Треплеве. Вернее, не о нем самом, а о том, что привлекло сегодняшних школьников в. этом бунтаре-декаденте. Ведь не случайно именно эпизодом из "Чайки" они завершают свой новый спектакль "Сюжет для небольшого рассказа". К тому же минимализм декораций" репетиционного зала - два дощатых помоста, прикрепленных к стенам, - сильно напоминал стилистику недавней премьеры "Осколков".

- Мы выбрали себе имидж бедного театра. И ему следуем, - грустно пошутил Андрей Колемасов. - Когда "Осколки" были муниципальным учреждением, мы могли тратить день- ги на костюмы, декорации, афиши. Теперь же (спасибо господину Ратнеру!) не мечтаем о такой роскоши. Поэтому "Сюжет для небольшого рассказа" играем в "тренинговой" одежде. - Мы следуем принципу шекспировского театра - голый человек на голой сцене.

Он стал основным принципом "Осколков", - реплика Саши Лузанова относилась и к театру вообще, и к спектаклю, в частности. - В каждом из наших спектаклей мы играем себя, то есть пропускаем через себя ситуацию, - убеждала Аня Сыренкова. Все эти и другие пояснения я получила уже после репетиции.

В ответах ребят и взрослых искала подтвердения или опровержения своим догадкам. Мне хотелось узнать, есть ли действительно какая-то "родственная" связь между Костей Треплевым и этими" юными созданиями, или мне это только показалось? Поначалу разговор все бродил вокруг "Сюжета для небольшого рассказа", который они сыграли на подмостках малой сцены Театра драмы. Соб- ственно, этот спектакль и познакомил меня с "Осколками".

ПОВОД ДЛЯ ИГРЫ

- Вначале мы сами отбирали отрывки, выстраивали их в сквозной сюжет, подбирали музыку, - рассказывали ребята. - Потом показали наш спектакль Андрею Юрьевичу. Он внес значительные коррективы. Вместо серьезного прочтения той же "Бесприданницы" предложил фарс, буффонаду. Идея сделать театр в театре, "поиграть" с театральными жанрами родилась в ходе репетиций...

Мы хотели сыграть про родственные связи. Историю одного дома. Хотели про родственные связи, а получилось про их отношение к театру. Именно тема театра, возникшая поверх текста, буквально с первой мизансцены связала воедино фрагменты из пьес Островского, Сухово- Кобылина и Чехова, разные жанры и приемы. Взгляд, который подростки (не без помощи своих наставников) бросили на русскую классическую драматургию, удивил и порадовал. Ребята играли не штампы, не расхожее мнение о том или ином персонаже или пьесе, а давали свою оценку, свое восприятие человеческих коллизий, которые возникают между Еленой Андреевной, Соней и доктором Астровым, Епиходовым и Яковом, Огудаловой и Паратовым...

И хотя не с каждой интонацией можно было согласиться, некоторые эпизоды, на мой взгляд, были сыграны слишком жестко, слишком в современной манере, все же нельзя не восхититься той точности и органичности, с какой работают ребята в жанре пародии, буффонады, фарса, не переходя ту тонкую грань, за которой игра в предложенных обстоятельствах превращается в банальное комикование.

Признаюсь, до этого спектакля я не понимала, что Лариса - это жизненный крест Паратова. А тут... Паратов (Александр Лузанов) букваль- но запутался, заблудился в четырех Ларисах (Елена Луста, Елена Соломина, Анна Сыренкова, Светлана Коленционок), именно он стал жертвой обстоятельств, а не Огудалова... Метафора настолько стала очевидна, что удивительно, как раньше я не додумалась до этого. Правда, ребята честно признались, что такую "опереточную" трактовку предложил их режиссер, а выстроить отношение персонажей и раскрыть их характеры в танцах помогла хореограф Екатерина Авдюшина.

"Сюжет для небольшого рассказа" можно считать этапным, подводящим итог пятилетней работы детского театра-студии. И он бы никогда не появился, если не было предыдущих спектаклей -"Балды", где соединены танец, пантомима и драма, "Прощай, Овраг", где взята высокая нота искренности, "От красной крысы до зеленой звезды", где проявился сплав органики с мастеровитостью, "Дело было вечером", где 22 рааличных детских стихотворения объединены одной сюжетной линией.

Другими словами, в "Сюжете" во всей полноте проявилась творческая манера "Осколков" - не бояться предлагать зрителю темы, затрагивающие серьезные, сложные человеческие взаимоотношения, умение говорить с публикой образным, метафоричным театральным языком и при этом быть понятными любому зрителю.

ПЕРСПЕКТИВА РОЛИ

Финал спектакля (Костя Треплев как бы репетирует сначала сцену из "Бесприданницы", а потом свою, только что сочиненную пьесу) навел на мысль: а не является ли сама постановка своего рода репетицией - репетицией будущего? Попробовав себя не только в спектаклях своего театра, но и выйдя на профессиональную сцену в новогодних утренниках "Питер Пэн" и "Принцесса и свинопас", некоторые юные актеры всерьез стали мечтать о студенческом билете какого-нибудь из театральных училищ.

Кстати, премьеру "Сюжета" театр играл в Новосибирском театральном училище и заслужил высокую оценку профессионалов. Целью вырастить будущих актеров, - предупреждает мой вопрос режиссер театра Андрей Колемасов, - хотя в нашей школе есть занятия и по пластике, и по актерскому мастерству, и по сценической речи, и по хореографии, и даже по психологии. Ребята знают, что такое потребностная теория Симонова и Ершова. Этим "Осколки" отличаются от многочислен- ных самодеятельных детских и юношеских театров, коих в Томске достаточно много.

- Наши спектакли рождаются в результате обучения, - включается в разговор руководитель театра Ольга Борисова. И впервые пришедших в нашу студию ребят мы не сразу выводим на сцену. Вначале работа: на занятиях, на репетициях. Перед вашим приходом закончились полтора часа пластики. Муштры. Дети учились отрабатывать движения, владеть своим телом...

На каждой программке "Осколки" указывают свой девиз: "К Гармонии и Одухотворенности через Дело и Органичность". Если соединить заглавные буквы, получится ГОДО. Аббревиатура отсылает к пьесе Самюэля Беккета "В ожидании Годо", что значит - в ожидании счастья. Ольга Борисова и Андрей Колемасов счастье из категории пассивной сразу перевели в активную. Не ожидание, а делание. Не результат, а процесс. Счастье - это работа с детьми, счастье - это работа детей...

Недавно Андрей Колемасов признался, что хочет изменить название театра на "ГОДО", чтобы суть и название совпадали. А Ольга Борисова мечтает из театра-школы сделать школу дополнительного образования по типу художественных или музыкальных школ. Уже и программа обучения написана и даже утверждена в Академии образования. Дело вроде бы за малым - получить соответствующий статус у городских "культурных" властей. Но у них пока иные виды на "Осколки".

Сначала они "облагодетельствовали" театр тем, что избавили руководителей от"головной боли" - ведения бухгалтерского учета и общения с налоговой инспекцией, объединив "Осколки" с "Камератой", "Элегией", городским камерным хором и русским народным оркестром в одно юридическое лицо - ДК "Концертно-театральное объединение". (При этом целый год, с июля 98-го по июль 99-го, всем руководителям не выплачивали зарплату, и до сих пор эта задолженность сохраняется).

Теперь же в рамках все того же "КТО" собираются сделать из них театр эстрады. А еще грозят переселить в ДК ГПЗ-5 (до сих пор не отремонтированный).

- Нам остается только выйти из "КТО", - прокомментировали эти перспективы руководители "Осколков". Новые предлагаемые обстоятельства их явно не устраивают, но в пикетах у мэрии они стоять не соби- раются. За пять лет существования "Осколков" Колемасов и Борисова твердо усвоили: надо делать дело, несмотря ни на что и вопреки всему. Поэтому и объявили в свой театр-студию новый набор.



Андрей Колемасов



Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
фотобумага