Труффальдино прибыл в "Скоморох"

Мария Симонова

Труффальдино прибыл в "Скоморох"

         В театре куклы и актера "Скоморох" имени Романа Виндермана очередная премьера. На этот раз публике представлен спектакль для взрослых - комедия Карло Гольдони "Слуга двух господ", охарактеризованная как игра в дель арте. Эта вещь может быть знакома зрителям как "Труффальдино из Бергамо" - так назывался музыкальный фильм по Гольдони с Константином Райкиным в главной роли.
         Выбирая пьесу для постановки, главный режиссер театра Сергей Ягодкин действовал в нетипичной последовательности - он подбирал текст, подходящий к уже имеющимся костюмам и куклам. Они остались от спектакля "Когда кончается фарс"(художник - заслуженный работник культуры России Любовь Петрова) - так уж сложились обстоятельства, что его в "Скоморохе" удалось сыграть лишь несколько раз. Режиссеру стало жаль, что красивые костюмы пылятся без дела. Найти для них новую пьесу оказалось возможно, ведь "Фарс" был комедией в духе дель арте, с героями- устойчивыми типами. (Интересно, что в итоге в "Слуге…" на сцене оказались еще и платья из шедшего в "Скоморохе" спектакля "Ну и здоровенная она у тебя" Ф.Рабле. Они использовались в ширмах и своей яркостью, пестротою помогали создать карнавальную атмосферу, свойственную комедии дель арте.).
         Еще пьеса привлекла Ягодкина возможностью вывести на сцену актеров разных поколений. Сейчас в труппе молодежи оказалось больше, чем старших артистов, а партнерство в спектакле позволяет учиться, перенимать опыт. В "Слуге" удалось задействовать и давно знакомых томскому зрителю Дмитрия Никифорова, Владимира Козлова, Александра Буреева, и играющих еще только одну из первых серьезных ролей Ирину Паршукову, Вячеслава Василевского, Максима Клюкина, Наталью Павленко.
         Комедия дель арте - театральный жанр, сформировавшийся в Италии во второй половине XVI в. Его главной особенностью было наличие постоянных типов, "масок" (под масками здесь имелись в виду не только маски, надеваемых на лицо (хотя многие персонажи носили их), но и маски- определенные устойчивые социально-психологические типы). Гольдони известен как разрушитель канонов масок, но "Слуга…" - одна из его ранних пьес, и здесь еще действуют характерные для дель арте типы с узнаваемыми чертами. Это венецианский купец, старик-отец Панталоне (Александр Буреев), хитрый интриган Бригелла (Владимир Козлов), любящий деньги, выразительно принимающий взятки. Не обходится в комедии и без Доктора Ломбарди (Дмитрий Никифоров) - не врача, а доктора права, юриста. Он изрекает прописные истины, сыплет латинскими цитатами, и подает их действительно смешно. Запоминается и момент, когда Доктор, выражая свое презрение к Панталоне, чрезвычайно выразительно вытирает ноги, топчась по его креслу. Служанка Смеральдина (Екатерина Мельдер), облаченная в полупрозрачный костюм, и очаровательна, и решительна. Две пары влюбленных - Флориндо (Максим Клюкин) и Беатриче (Александра Жедрина), Сильвио (Вячеслав Василевский) и Клариче (Ирина Паршукова) как и полагается, молоды и трогательны. Клариче подчеркнуто утонченна, ее речь выдержана в возвышенных тонах. Сильвио в большинстве сцен яростно бегает со шпагой, угрожая противникам. Благодаря фактуре артиста (рост Василевского 2 метра) это выглядит неподражаемо, особенно когда в его руках оказывается крохотная кукольная шпага.
         Главный персонаж - Труффальдино - вызывает у зрителей улыбку, едва появившись на сцене. Это происходит благодаря "техническому" приему - Юрий Орлов, пожалуй, самый субтильный артист театра, одет в костюм с гротескным накладным животом. Таким образом подчеркивается земное начало героя - Труффальдино очень любит поесть (глядя на него как-то сразу вспоминаются герои Рабле, карнавальность). Во время спектакля Труффальдино не раз приходится удерживать на себе все внимание зала. Например, когда он ловит муху и затем ест ее. Или подает своим двум господам обед, бегая и проворно ловя бросаемые тремя актерами тарелки, расставляя их по стоящим на противоположных краях сцены столам. Отдельный момент - запечатывание вскрытого письма с помощью хлебного мякиша, который ему, естественно, очень хочется съесть. (Эти эпизоды подобны итальянским лацци - своего рода "передышкам" в сюжете дель арте, которые заполнялись актером-импровизатором).
"Слуга двух господ" вполне вписывается и в традиции самого "Скомороха". Как и в большинстве спектаклей этого театра, здесь на сцене и актеры в живом плане, и куклы. Ширма демонстративно убирается прямо во время действия. Разрушается и "четвертая стена" - так, Труффальдино несколько раз запросто спускается в зал, пытаясь догнать воображаемую муху, или предлагая зрителям попробовать обед.
         Традиционно комедия дель арте строилась на импровизации (подробных текстов ролей изначально вообще не существовало). В "Скоморохе" тоже собираются использовать в "Слуге…" импровизацию и обещают, что каждый спектакль будет неповторим.




Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров"

 


Главная страница