Прощай, король, прощай!

 

Ирина Травина

Прощай, король, прощай!
Сегодня 40 дней, как ушел от нас актер Александр Капранов

       Коллеги из театра имени Романа Виндермана, определяя место Капранова в коллективе, называют его шутом, клоуном, балагуром. И повторяют: на сцене он царил. Как же это совмещалось в одном человеке - шут и
король? А может, это и есть высшая похвала лицедею? Актеры еще не могут говорить о Саше в прошедшем времени: им кажется, что он просто на гастролях или в деревне у брата и вот-вот вернется...

       Чуда не случилось. Свой последний спектакль Саша играл 6 декабря. 23 декабря его не стало. Было ему 45 лет. И остался висеть в гримерке приготовленный им самим костюм Деда Мороза - тому, кто заменит Капранова на елке в "его" детсаду: дети ждут, их нельзя обманывать... Он вообще был надежным человеком никогда никого не предавал. Но если он не принимал чего-то, то вставал и молча уходил. И это всегда было сигналом для других.
        Одной из первых работ Капранова с Романом Виндерманом и Любовью Петровой стал спектакль "Было или не было?" по "Мастеру и Маргарите" Булгакова. Александр играл Понтия Пилата, Жоржа Бенгальского, буфетчика Сокова и еще несколько небольших ролей. Естественно, главными были две первые роли. И если Жорж Бенгальский, клоун, фат, словоблуд, но в общем-то понятная фигура, дался Саше легко - при его огромном комическом даре, то сыграть 50-летнего римского патриция, мучимого гемифанией, сознанием своей несвободы и больной совестью, было чрезвычайно сложно. Тем более что актеру в ту пору едва исполнилось 25.
        Виндерман требовал от Саши полной неподвижности: кто страдал гемикранией, мигренью, знает, как невыносима эта боль, усиливающаяся при малейшей перемене положения тела. И поначалу актер взял внешний рисунок: величественная статуарность и этот его глубокий и звучный голос. Первая оценка Романа Михайловича: роль Пилата Капранов не загубил. А потом неподвижность наполнилась таким внутренним напряжением, таким посылом, что булгаковский текст зазвучал, словно рождался здесь и сейчас.
        Он был замечательным кукловодом: сливался с куклой и сам шел за ней. И никогда не жаловался на неудобство куклы, костюма, декорации Считая, что актерский профессионализм проявляется в преодолении неудобства, препятствия. Ведь для чего-то режиссер и художник поставили его именно в эти условия? Значит, его депо - их обжить, освоить. Со многими трудностями ему помогали справиться чувство юмора, самоирония, всегда направленная к себе, к своему персонажу.
        Живи Александр Капранов в столице, он был бы знаменит - с его редким комическим, буффонным дарованием. Когда в США "Скоморох" играл с американцами "Сон в летнюю ночь", каждый на своем языке, американская публика больше всего веселилась на его сценах. Так выразителен и понятен был он в своей искренности. Он умел делать смешным совсем несмешной текст, как в "Фарсе". Поэтому именно у Капранова самая, пожалуй, качественная работа в этом спектакле. Его последняя работа.
        Все вспоминают непостижимую историю с поездкой театра на "Золотую маску" в Москву. "Скоморох" настойчиво звали туда с Гаргантюа". У Саши была главная роль (этот спектакль Виндерман ставил именно на него). Это случилось 5 лет назад, когда Капранову как раз объявили страшный диагноз Врачи настаивали на немедленной госпитализации, чтобы не теряя драгоценного времени начать подготовку к операции. Виндерман убитый горем, от поездки отказался А "скоморохов" все звали и звали ну, как же, честь театра, честь города...И Саша Капранов сказал: мы поедем. Они ничего не привезли с той "Маски"-, кроме восхищения силой духа своего коллеги и друга. Разве этого мало?
        Когда телережиссер Юлия Ратомская снимала фильм о Виндермане, мастер сам определил, кто будет участвовать в съемках фильма о театре, который он строил. Саша был в числе тех, кого он непременно хотел записать. Капранов же всегда избегал серьезных выступлений, все стремился свести к шутке - он же был шут! Но тут почувствовал, что шутки будут неуместны, даже не зная о том, что Роман Михайлович болен безнадежно. Когда Капранову об этом сказали, он заплакал. Это были первые слезы его, сильного, насмешливого парня, которых он не сдержал перед коллегой.
        Вышучивая серьезные вещи, к каким-то бытовым пустякам он относился совершенно серьезно. Так было с его любимой рыбалкой, к которой он пристрастил театр, со сбором грибов: только самые молоденькие, молочные оставлял он в корзинах своих спутниц, остальные нещадно выкидывал как отраву Он сам шил сыну Ване жилеточки, костюмчики, сам создавал выкройки Заведя дачу, сам построил крохотную баньку. Собственноручно выбирал сортовой материал для посадок. Видимо, занимаясь простыми повседневными хлопотами, как-то освобождался, отдыхал А может, напротив, заняв руки, освобождал голову - чтобы думать, искать. Ведь он всегда приходил на репетицию, принося новые варианты своей роли И еще - к началу репетиционного процесса Капранов всегда знал весь текст пьесы, а не только своего героя, что тоже большая редкость.
        В жизни он все время прятался за какой-то маской. Но всe равно в нем чувствовались какие-то свои скрытые ритмы, не связанные, как обычно бывает, с внешними обстоятельствами Это как роль без слов в глазах все видно В "Ромуле Великом" в главной роли, когда ему было так больно, что зрачки расширялись, он эту физическую боль каким-то образом трансформировал в живую энергетику сцены. Затягивая в водоворот чувств, ощущений и партнеров по сцене, и зрителей.
        Сегодня его друзья примолкли. Им все кажется, что кто-нибудь скажет "Сейчас Санька придет, у него спросим". Его было о чем спросить, у него было что сказать в ответ. В этой труппе так заведено. "Скоморохи" не навязывают друг другу ни себя, ни своих мыслей, они не строят партнера под себя, но стараются себя пристроить к партнеру. И в этом Александр Капранов был прямым последователем Мастера.
        Он и сам был Мастер. Саше, наверное, повезло с учителями, с друзьями, с труппой. А кроме того, у него был особенный талант - всегда оставаться самим собой. В любых обстоятельствах. Он был такой многогранный. Саня... И как теперь быть без него? Восстанавливать ли спектакли, вводиться ли на его роли другим актерам? Некоторые сразу отказываются, не могут переступить барьер. Кто-то пытается понемногу войти, хотя осознает, что это будут совсем другие истории. Но как же быть с тем театром, который строил Виндерман со своими актерами, как быть с театром, который он выстраивал конкретно на Сашу Капранова?
        Скоро полтора года, как нет Романа Виндермана, а сорок дней назад умер Александр Капранов... Глубокая благодарность всем, кто поделился своей неизбывной печалью. Надеюсь, мне простят, что я не называю имен. Главное - всем вместе вспомнить тех, кто оставил след в твоей жизни.

"День добрый", 1 февраля 2003 г.


Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2003 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
Цветметобработка - медный водосток
городе посадка кустарников
банковские пластиковые карты