"Ночь" на плакате

Мария Симонова

"Ночь" на плакате

         Что останется после спектакля, когда он исчезнет из репертуара театра? Воспоминания зрителей и актеров, какие-то костюмы и декорации, иногда - видеозапись (не передающая реальной энергетики спектакля). А еще могут остаться афиши - художественные плакаты, когда-то интригующие, привлекавшие внимание зрителя, ставшие историей. В театре куклы и актера "Скоморох" имени Романа Виндермана в 1980-е годы каждый спектакль сопровождался таким художественным плакатом. Их рисовал в графике художник Юрий Фатеев. Но потом он уехал из Томска. И на смену афишам художественным пришли простые, с фотографиями, а многие постановки и вовсе остались без плакатов. Новый спектакль "Ночь перед рождеством", который вот-вот будет показан зрителем, впервые за много лет будет иметь собственную, выполненную в графике афишу. Восстанавливать утраченные традиции по собственной инициативе взялся молодой артист театра Максим Клюкин.
         Плакат к самому первому томскому спектаклю Романа Виндермана - "Пиросмани" - нарисовала главный художник театра Любовь Петрова. Но графика не была ее любимым стилем, поэтому Любовь Олеговна решила, что было бы неплохо, если бы афиши создавала не она. И тут как раз спектаклями "Скомороха" заинтересовался Юрий Фатеев - художник, виртуозно владеющий техникой графического рисунка, и, кроме того, театральный человек - в те годы главный художник томского ТЮЗа.

         - Когда в 1983 году мы начали работать в Томске, то первые же спектакли сразу привлекли внимание города, - вспоминает Любовь Олеговна Петрова. - И к нам сами пошли разные люди, в том числе -многие университетские преподаватели, многие художники. Они приходили просто посмотреть спектакли, познакомиться. Так пришел и Юра Фатеев, влюбился в наш театр и остался. Первую афишу он нарисовал для нас к "Мирандолине". И после нее Роман Михайлович договорился с Юрой, что он и в дальнейшем будет делать нам художественные плакаты. Юра проработал с нашим театром около 10 лет, мы дружили домами, много общались. Когда мы с Романом работали над новой постановкой, то рассказывали Юре, чего мы хотим, и он делал замечательные рисунки. Некоторым кажется, что нарисовать театральный плакат может любой художник, но это далеко не так, это совершенно отдельный вид изобразительного искусства. И не каждый график может сделать плакат, для этого надо иметь особый, очень образный ход мыслей. О работах Фатеева могу сказать, что у них очень высокий художественный уровень, они имеют самостоятельную ценность. Он никогда не перерисовывал ничего из спектакля, у него появлялись свои идеи. Например, в "Котловане" были куклы-гармошки, на них играли, так он сделал плакат, где человек как бы сам переходит в гармонь, рвет свои жилы.

         "Мирандолина", "Марсианские хроники", "Жаворонок", "Самый правдивый", "Было или не было", "Котлован" - от всех этих блистательных спектаклей Романа Виндермана и Любовь Петровой остались оригинальные, непохожие друг на друга, но имеющие узнаваемый, авторский почерк, плакаты Фатеева. В те годы "Скоморох" часто бывал на фестивалях и гастролях, и с собою в поездки непременно брали целый рулон плакатов, их продавали и дарили, вывешивали на фестивалях. Они пользовались популярностью, к ним всегда стекался народ. Но плакат "Котлована" стал последней работой Юрия Фатеева со "Скоморохом" - он переехал в Латвию и перестал заниматься театром. Но его афиши в достаточном количестве сохранились в театре. В том числе несколько экземпляров плаката к спектаклю "Было или не было" (по "Мастеру и Маргарите" М. Булгакова) пылились без дела в конструкторском цехе "Скомороха". Однажды они попались на глаза молодому актеру Максиму Клюкину, с детства увлекавшемуся рисованием. Афиша Максиму понравилась и он решил повесить ее возле своего столика в гримерке.

         - Больше всего мне понравилось, как нарисован узел, которым стянута книга мастера, - рассказывает Максим, - Он очень естественным получился. и закладки в книге, где и написана вся информация о спектакле, хороши. Еще меня очень впечатлил плакат "Котлована", особенно руки, прямо кричащее лицо. А название спектакля как будто наклеено из вырезанных из газет букв. Я посмотрел, посмотрел на плакаты и подумал: я ведь тоже могу рисовать в таком стиле. И как-то подошел с этой идей к Сергею Игоревичу Ягодкину, нашему главному режиссеру. Он же видел - я часто сижу и что-нибудь рисую, и сказал: "Давай как-нибудь попробуем такой проект, нарисуй что-нибудь к спектаклю, который тебе нравится".

         В "Скоморохе" Максим Клюкин работает 3-й год и уже занят в достаточно многих спектаклях : и в детских - в "Красной шапочке", "Алладине", "Царевне Яге", "Тараканище", "Коньке-Горбунке", и во "взрослых" - в "Слуге двух господ" и "Левше". Афишу сначала Максим решил нарисовать к "Левше" - этот спектакль он успел посмотреть из зала, до того, как оказался одним из действующих лиц. Набросал было эскиз, но потом почему-то передумал. И заинтересовался "Ночью перед рождеством", репетиции которой как раз начались в театре. Поговорил о спектакле с режиссером, посмотрел на готовые декорации - и придумал свой сюжет.

         -Я нарисовал Вакулу - вроде бы человека, но в то же время -куклу, которая на шесте, он держит черта - тоже куклу, а черт держится за месяц, - объясняет Максим, - Думаю: как же оформить остальное? Решил нарисовать ночь, а по краям- контуры. С одной стороны деревня, с другой - Петербург. Эскиз готовил две недели, потом еще две - рисовал, каждый день, с утра до вечера, ни на что не отвлекаясь. Поскольку на художника я не учился и "школы" у меня нет, пришлось некоторые детали рисовать "с себя" - например, руку. Пояс Вакулы срисовывал с двух связанных шарфиков, лицо Вакулы делал похожим на его куклу из спектакля. Чтобы складки "ткани", на который висит месяц, получились очень правдоподобными, характерными, с динамикой, я придумал специальную рамку, и вместо месяц подвесил… переходник от сантехнической трубы, создать складки. Но это не понадобилось - как-то само получилось, без рамки.

         Рисовал Максим на обороте старой афиши. В 80-е годы они печатались на дешевой упаковочной бумаге, которую театр закупал рулонами в типографии. Она принципиально была желтая, а не белая - этот цвет сразу создавал некую печать времени, старины. Новая, первая за много лет, афиша выполнена на той же бумаге. И накануне спектакля она будет расклеена по городу, и, хочется верить, заинтересует томичей и привлечет внимание к "Ночи перед рождеством", премьера которой ожидается 8 апреля.

2 апреля 2005 г.

 

       
             

 



Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров"

 


Главная страница
Реклама:
Адреса автозаправочных станций Аванти в Москве
итальянская одежда
Проверенный телефонный справочник Санкт-Петербурга спортивные магазины на сайте