Остаться с куклами...

Ирина Травина

Остаться с куклами...

Марине Дюсьметовой предлагали сменить фамилию

         Маленькая Мара Мараева вовсе не хотела быть артисткой – она ею была с тех пор, как себя помнит. Она пела и танцевала, ставила и играла спектакли – задолго до того, как пошла в школу. Репертуарчик имела завидный – взятый у Эдит Пиаф и Поля Робсона, Майи Кристалинской и Людмилы Гурченко. «Гвоздь» программы – Има Сумак. И еще она вместе с сестрой танцевала «маленьких лебедей». Чуть позже, лет в пять, мама отдала Марину учиться одновременно музыке и фигурному катанию. Тогда у нее появилась мечта – поставить «Лебединое озеро» на коньках.
        Странное дело: учительская дочка, ученица английской спецшколы, школу не любила. Любила несколько учителей – «англичанку», которая играла с детьми в театр, учительницу литературы, которая сделала из Марины свою помощницу-чтицу; и еще географа, прививавшего мальчикам рыцарское отношения к девочкам… Но были и другие педагоги. Которые, как могли, убивали веру в себя у разносторонне одаренной, жаждущей все узнать и все уметь девочке. Но вот они-то как раз и не преуспели: в этом маленьком Водолее упорства и целеустремленности оказалось больше, чем в ином взрослом.
        Мария Викторовна рассматривает свою жизнь как цепь закономерных случайностей. Или случайных закономерностей? Вспоминает, как ее приняли в детско-юношеский театр «Факел», а через год с первого тура – в Свердловское театральное училище. И она не вернулась в десятый класс своей элитной школы, став студенткой театрального училища. После второго курса Марина едва не ушла в другое училище – на драматическое отделение. И вот тут в ее жизни появляется еще один педагог. Который поначалу ее ужасно рассердил свои советом, но она ему последовала – и выиграла свою Судьбу. А совет был такой: останься, девочка, кукольницей! Драматический театр сведет к одному амплуа на всю жизнь, а куклы сделают актерские возможности безграничными…
        Так и вышло. Потому, что именно тогда Марина встретила режиссера своей жизни – Романа Виндермана, мастера курса и постановщика дипломного спектакля. Он пришел к ним в декабре, как раз перед свадьбой Марины. Однажды Мастер поинтересовался: какая у нее теперь фамилия? И она гордо ответила: Дюсьметова. Роман Михайлович тогда пошутил: «Вот и зря. Представляешь, как звучало бы? Заслуженная артистка Марина Мараева!» На что новобрачная ответила тоже шуткой: «Вот когда вы станете главным режиссером, позовете меня в свой театр, а потом дадите мне звание, я фамилию верну». Он позвал ее в театр, дал ей звание, но фамилия Дюсьметова стала к этому времени родной.
        Сначала Марина была артисткой Свердловского кукольного театра, где Роман Виндерман стал главным режиссером. Потом Виндерману предложили принять театр кукол в Томске, и с ним приехала уже сложившаяся труппа. Эрик Дюсьметов, художник и ювелир, приехал, конечно, ради Марины и сыновей. Но была еще и вовсе смешная причина: в Томске имелся клуб дельтапланеристов: Роман и Эрик мечтали полетать.
        А Марина с головой окунулась в театральную жизнь. Заглавная роль в «Мирандолине» по пьесе Гольдони «Трактирщица» - смелая, необычная работа. Это моноспектакль, в котором режиссер-художник-актриса выступили триединством. Из комедии положений получилась история женщины – отчаянной и беззащитной, решительной и боящейся опереться на кого-либо, кроме самой себя. И томичи увидели актрису, способную к мгновенным превращениям и глубокому проживанию, умеющую смеяться сквозь слезы и плакать, смеясь.
        Актриса Дюсьметова может быть любой: красивой и безобразной, юной и древней, умницей и полной дурой, застенчивой и нахальной – как того потребуют режиссер и кукла. В спектакле «Было или не было» по роману Булгакова (постановка Романа Виндермана) она – Маргарита. В романе именно Маргарита – активная сторона в любовном союзе. Ее вера в гений своего избранника, ее самоотверженность дают нам возможность поверить, что «рукописи не горят». И была Маргарита Марины Дюсьметовой удивительно несовременна – и типом красоты, и манерой поведения, и тем, как она несла свою женственность. Ее низкий и глубокий голос с едва заметной трещинкой делал ее женскую привлекательность еще более провоцирующей. Маргарите еще и пела – проникновенно и интимно.
        Вообще-то Дюсьметова не поет. Не умеет – так она считает. Но она придумала себе alter ego в лице Амалии Карловны. Именно эта кукла, актриса глубоко пенсионного возраста, и поет романсы, исполненные роковых страстей и жгучих воспоминаний. И хотя Амалия Карловна передвигается исключительно в инвалидном кресле, их с Мариной обожают приглашать не только для участия в концертах и бенефисах, но и на престижные фестивали, где они становятся лауреатами.
        Всех кукольников притягивают куклы, даже чужие – они сами просятся в руки. И дома приходится работать с новой куклой – привыкать. Так вот, одну из них, Варвару – злобную тетку, собака Дюсьметовых облаяла и потрепала (до того ни одна кукла агрессии не вызывала). Видно, было в той кукле что-то недоброе?
        «Приключения Колобка» - первый режиссерский опыт Марины Дюсьметовой. В спектакле участвуют и лягушки. Так вот однажды, еще в старом здании, этих кукол увидел чужой мальчик. И унес одну… А потом воришка познакомился с Мариной Викторовной и понял, что значит эта лягушка для актрисы. Кукла вернулась в театр. Лягушке-путешествиннице сшили новое платьице, и она снова играет.
        Кстати, именно с «Колобка» начались первые гастроли «Скомороха» в США. Вот где пригодилась спецшкола: у Марины нет языкового барьера, она легко переходит на английский. А Колобок с лягушками не только снискали любовь и признание американских зрителей, но и были оценены критиками по высшему разряду – литерой «А».
        Марина Дюсьметова не боится быть смешной, некрасивой. Стоит вспомнить Активиста, бесполое существо, скорее, все-таки мужичонку, сыгранного ею в «Котловане» по А. Платонову. Она любила эту роль, потому что ненавидит сам феномен, порожденный строем, - нищету, скудоумие, бесполость при невероятной подвижности и суетливости персонажа.
        Одной из последних работ марины стала роль Альдонса в спектакле «Дон Кихот», поставленном народным артистом России Валерием Вольховским. Альдонса – жалкая грязная прислужница-потаскушка при тюрьме, где сидят закоренелые преступники. В этот кошмар попадают Дон Кихот, он же Сервантес, и его верный Санчо Панса. Восприняв поначалу поклонение идальго как издевку и озлясь чрезвычайно, Альдонса постепенно начинает верить в то, что она и есть та девушка юная, какой была когда-то… Любовь очищает ее, и она, не становясь юной, утрачивает прежний цинизм, обретает веру и сострадание.
        М. Дюсьметова все время ищет новых себе применений. Она – сорежиссер спектакля «Когда кончается фарс» по пьесе Хасинто Бенавенте-и-Мартинесаи режиссера-постановщика Юрия Фридмана и сценографа Любови Петровой.
        Марина Дюсьметова придумала спектакль-игру «Тараканище», фантазию на темы сказок Корнея Чуковского, которая будит воображение детей и позволяет им гордиться собой. И на этом спектакле своя публика, которая приводит пап и мам смотреть его и играть в нем неоднократно.
        Марина Викторовна – художественный руководитель народного театра Дома ученых, и два года подряд поставленные ею спектакли – «Царевна Лягушка», веселый, легкий, остроумный, в котором самодеятельные артисты играли целыми семьями, и острый, декадентски изысканный спектакль по пьесе В. Набокова «Событие» - принесли народному театру гран-при фестиваля «Театральная весна».
        Когда Роман Михайлович Виндерман принял курс в Томском областном колледже культуры и искусств, Марина работала вместе с Мастером: из подготовленных ими студентов девять стали артистами «Скомороха». Сейчас она занимается с этой молодежью, вводит в спектакли театра. Иногда и три шкуры с них дерет, требуя полной самоотдачи. Театр бывает или настоящим, или это не театр.
        Актриса Дюсьметова участвовала со своими куклами в программе лечения детей, страдающих психическими заболеваниями. Хорошая, добротная методика, изнурительная для методиста, но дающая только положительные результаты. Жаль, психиатр ее применявший, лечит детей в другой стороне – за синими морями…
        Награды и признание – они ее находят, конечно. Победитель областного театрального конкурса «Маска» за роль второго плана – за Сонечку Мармеладову, «Актриса года» - в последнем конкурсе «Человек года»… Что еще можно желать актрисе, поздравляя ее с юбилеем? Что можно желать женщине, которая имеет любовь не только мужа, но и внуков? Пожелаем того, от чего она точно не откажется – новых ролей, новых спектаклей, новой зрительской любви. Она сама выбрала себе эту дорогу – остаться с куклами.


        "День добрый", 1.03.2003 г.



Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2003 Андрей Киселев


Главная страница
Реклама:
Ищем поставщиков термоусадочного оборудования.