Татьяна, которая не играла в куклы (Татьяна Ермолаева)
на главную страницу

Светлана Сырова, "Вечерний Томск" 29 февраля 2000.

Татьяна, которая не играла в куклы

- Да не играла я в куклы, не играла! - восклицает Татьяна, наверное, в сотый раз отвечая на банальный журналистский вопрос. Актриса театра куклы и актёра "Скоморох" Татьяна Ермолаева в эти дни празднует свой юбилей.

Бенефис... Что значит он для актрисы? В огромном ведре благоухает многоцветие букетов. Она немного устала. Еще ощущается послевкусие поздравлений и даров "от купцов разных гильдий и офицеров" (цитата - от главного режиссера Романа Виндермана), Но как только речь заходит о театре, которому актриса посвятила более четверти века, понятную усталость после премьеры - как рукой сняло.

- Театр - это то, с чем не справляется живая материя, Это мир вещей, иллюзий, который становится одушевленным, создавая огромный простор для фантазии, - так она говорит.

Татьяна - собеседник удивительный. Ее хочется слушать, поражаясь глубине мышления и удивляясь широкой образованности. Хорошая отцовская библиотека открыла когда-то Татьяне целый мир, в котором было место и театру, хотя интерес к нему довольно долго не был оформлен во что-то целостное. А может, судьбой уже тогда было что-то предсказано? Ведь и родители ее когда-то познакомились не где-нибудь, а в оперном театре.

Да, она не играла в куклы и не собирала фотографии артистов, Зато устраивала во дворе феерические праздники и представления. А однажды, нарядившись Бабой Ягой, до такой степени напугала какую-то старушку, что та побросала сумки и побежала за подмогой. Татьяне "за театр" тогда здорово влетело дома. Ей ужасно нравились уличные праздники. Она много читала о Древней Греции и Средневековье, представляя сценки: вот бедняк хлопает по брюху толстого хозяина, вот проникают в чужие дома таинственные кавалеры в масках...

Но воспитанием в семье и природой ей предначертано было заниматься чем-то "более серьезным". У Татьяны проявлялись явные способности к математике, она писала хорошие сочинения по литературе. После школы решено было ехать в Ленинград, сдавать, по стопам отца, на исторический, А там - может быть впервые, но так еще не раз будет в ее жизни - она поступила всему вопреки. Она повернула совсем в другую сторону и подала документы в... медицинский, в котором успешно и провалилась.

Вот так она стала творить свою судьбу, ломая и поступая не по ее велению. Плохо это или хорошо, Татьяна не знает, но одно для нее ясно наверняка: в судьбу, несмотря на самые разные предсказания, она не верит.

- Слишком легко и модно стало на нее все списывать, - считает актриса.

Татьяне повезло. Она, правда, еще не подозревала об этом, потому что работала лаборантом, библиотекарем, еще кем-то и в каких-то странных местах. А тем временем, сначала незаметно, а потом все цепче по невостребованной душе распускала свои острые клешни депрессия, Помощь подоспела, как это часто случается, от подруги, которая взяла ее за руку и отвела в Томский кукольный театр. Правда, это произошло в конце сезона, но зато была проторена дорожка, которая привела ее в Новосибирск. Именно там, прямо с экзаменов, ее забрал к себе в театр режиссер местного кукольного. Ей повезло не только потому, что она, обычная девушка без специального образования, была сразу введена практически в весь репертуар. Главное везение заключалось в том, что она попала в профессию, что была предначертана ей той самой судьбой. Той самой, в которую актриса сегодня не верит.

И тут начались разочарования, Бесконечные роли "лисичек-сестричек" и "девочек-припевочек" не совпадали с ее представлением о театре. В том кукольном простора фантазиям, к сожалению, не было. И оттого были разные попытки опять свернуть в другую сторону: сменить, например, город и, соответственно, театр. Посемейным обстоятельствам пришлось вернуться в Томск. По дороге Татьяна серьезно обдумывала мысль о новой профессии: еще можно было успеть "вскочить" на другой поезд - пойти, например, работать на телевидение.

На ее счастье, в наш город приехал на постановку спектакля "Пиросмани" человек, который попал не только в ее представление о любимом жанре, но и перевернул отношение к нему всего избалованного театрального Томска. Приехал с труппой Роман Виндерман. И всё. И мир задышал, заискрился вокруг. Захотелось учиться - Ермолаева закончила Ярославский театральный институт. Пошли такие репетиции, которые невозможно забыть. Дневные, ночные... Один за другим выпускались спектакли, о которых говорил буквально весь город. Вслед Виндерману на улицах шептали: "Идёт Мастер". Актёры этому радовались безумно. Поскольку это было признание не только его мастерства, а работы всей труппы, быстро ставшей единым ансамблем.

Наверное, любой скажет, что в "Скоморохе" ансамблевость - главная черта. Это редкий случай. По самой природе своей, любой актёр - в первую очередь, индивидуальность. В этом театре удалось создать такую атмосферу, которая не всегда присутствует в тонкой театральной структуре.

Здесь нет перетягиваний канатов на себя, здесь уважается всякое мнение. Никто ни над кем не довлеет, скорее - выравнивает, Иногда - словом, иногда - просто взглядом. И не только режиссёрским. Партнерство в театре, где с самого его основания работает Ермолаева, - основная составляющая долголетия труппы и успеха. Чтобы преодолеть собственные сомнения, Татьяне достаточно увидеть, зацепиться за глаза партнера. Почувствовать кураж, например, Александра Капранова. Актер, по ее мнению, должен быть именно таким, "куражным", чтобы было в нем умение "отрываться от земли". В свою очередь, заслуженный артист России Александр Капранов признается, что очень благодарен Ермолаевой: когда Татьяна находится в зале, после репетиций всегда выскажет много полезных предложений.

Самое ценное для Татьяны - даже не премьера, не новая роль, а те редкие минуты, когда, кажется: ничего не получается. Актеры мучаются часами, и вдруг одного взгляда достаточно, чтобы свершилось что-то необъяснимое. И пошли такие тонкости, от которых, бывает, и мурашки по коже пробегают.

Главный художник театра Любовь Петрова говорит о Татьяне Ермолаевой так: "Идеальный партнер". Таня обожает парики, приходит в бурный восторг от удачно найденной детали костюма. Ей интересно глянуть на эскизы будущего спектакля.

- Я уважаю в ней сочетание тонкого врожденного эстетического вкуса и образованности, - говорит Любовь Олеговна.

Татьяна признается, что иногда и сама балуется акварелью. Правда, старается свои творения никому не показывать. Но когда стала ставить спектакли, то ее идеи завертелись вокруг четкого представления о художественном образе. Однажды она почувствовала непреодолимое желание самой сделать спектакль - от начала и до конца. Виндерман не стал препятствовать этому вполне объяснимому желанию. Так состоялось несколько ее постановок, и одна из главных удач - тонкий, мудрый спектакль "Сказка о царе Салтане".

- Это мой самый любимый ребенок, - улыбается Татьяна. - Именно сказка с ее христианской идеей о том, что душа умеет прощать, запала в душу. Помните: "Царь на радости такой отпустил всех трёх домой..." На радости,,.

Впрочем, с самим спектаклем связаны не только радостные воспоминания. Шли репетиции. Миниатюрные герои - и царь Салтан, и Ба бариха, и сам Пушкин, величиной с локоток, рождённые фантазией Ермолаевой и выполненные художником Людмилой Поповой, обживали своё пространство. Но вдруг ЧП! В этот день по всему городу тревожно звучали призывы театра с просьбой вернуть кукол. К счастью, они были услышаны ; Правда, возвращенному кораблю было уже присвоено и на борту начертано шариковой ручкой новое имя... Но герои вернулись домой!

Татьяна в нашем разговоре и не вспомнила эту историю: тех воров она давно простила. Вообще трудно поверить в то, что Татьяна в принципе может держать на кого-то обиду. У нее такие глаза, в которых прочитывается бездна пережитого, но еще больше в них добра, внимания, глубоких чувств. Актриса Валерия Карчевская, с которой Татьяна вместе перешла из старого кукольного в "Скоморох", с которой прожито рядом почти двадцать лет, назвала их "большими глазами восторженного ребенка".

А в жизни ей немало выпало пережить, но свои беды на публику Татьяна выносить не любит. На бенефисе она хотела, но так и не смогла высказать всю благодарность мужу. Они прожили вместе всего шесть лет. Он был великолепным актером, прекрасно играл на разных инструментах, был удивительно пластичным. И пел так, что даже если он тихонько что-то напевал во время их прогулки по городу, то за ними пристраивалась целая вереница людей. Он многому успел её научить. Но всегда предчувствовал свою раннюю гибель...

Мы прощались, а я все никак не могла понять: как эта актриса могла в детстве не играть в куклы? И она вспомнила: "У одной моей знакомой были две старинные фарфоровые куклы в тафтовых нарядах - Он и Она. Меня очень любили в этом доме и разрешали их подержать..."


"Ромул Великий" - императрица Юлия "Макбет" - леди Макбет




Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
Требуется печать буклетов ? Телефон типографии 2PRESS.
Удобное страхование КАСКО для всех.