Из Томска уехали куклы

двойной клик для получения большого фото

Мария Симонова. "Томская неделя", 31 января 2002 г. №5

ИЗ ТОМСКА УЕХАЛИ КУКЛЫ

На прошлой неделе в Томске происходило неординарное событие: второй международный фестиваль театров кукол "Безграничный театр", посвященный памяти Романа Виндермана. На задуманный Мастером театральный праздник прибыли его друзья: кукольники, артисты, критики,композиторы, художники...И название фестиваля предполагало безграничность вовсе не географическую, а творческую.
Театр кукол - самый благодатный вид театра для всевозможных экспериментов. Использование кукол делает возможности режиссера поистине безграничными. Потому обидно, что до сих пор иногда кукольный театр воспринимается как нечто несерьезное и детское. Видимо, нередко так думают и те, от кого зависит финансовое благополучие кукольников. Для большинства российских театров отсутствие денег - это главная проблема. Счастливым исключением можно, пожалуй, назвать Алтайский государственный театр кукол «Сказка» (Барнаул). Этот театр может позволить себе и гастроли, и поездки на фестивали. Как ни странно, но сталкиваются с финансовой проблемой и зарубежные театры, поэтому гостей на втором фестивале было меньше, чем на первом - в 1996 году. Но и российских театров было достаточно для того, чтобы зрители могли насладиться самыми разнообразными спектаклями. Здесь было все: и пластические миниатюры, и театральные фантазии, и маски, и марионетки.
Воронежский театр кукол представил сказку "Аистенок и пугало". Эта трогательная история дружбы пугала и аистенка сразу же очаровала зрителей. Даже лиса здесь расстается с коварными планами и помогает героям, за что ей после платят добром, вытаскивая из капкана. Особую атмосферу создают декорации, выполненные в ретро-стиле, а также стихи и музыка Вивальди и Альбиони.
Московский театр "На Арбате" показывал "Стойкого оловянного солдатика" Андерсена. "На Арбате" - театр одного актера. Андрей Козлов, который три года проработал в "Скоморохе" и считает с тех пор Томск своей второй родиной, является и режиссером, и художником, и сценаристом, и актером в одном лице. Но во время представления порой забываешь, что актер только один - куклы появляются в противоположных концах ширмы очень быстро, да и голос меняется. Еще артист успевает общаться со зрителями, создавая непринужденную атмосферу.
Московский театр "Тень" тоже немногочислен, это семейный театр Майи Краснопольской (режиссер) и Ильи Эпельбаума (художник) . В Томске они демонстрировали фрагменты "Метаморфоз" и "27 опер Андрея Семенова". В "Метаморфозах" под аккомпанемент фортепьяно на экране появляются картинки, которые меняются: например, сначала рисуется лицо, а потом с помощью нескольких штрихов оно "превращается" в рыбку. Или перед нашими глазами проходит вся жизнь человека - от детского личика до морщин и улетающего в небо ангела. "27 опер" - это "сокращенные" Андреем Семеновым на свой лад известные сюжеты. "Иван Сусанин" в итоге длится не четыре часа, а меньше двух минут. Дед Мазай с зайцами, Ленин и Чарли Чаплин тоже попадают в герои. Здесь фортепьяно сопровождает уже видеоролики.
"Золотая чаша"В "Золотой чаше" Хакасского республиканского театра кукол "Сказка" тоже рисуют. Там мы видим наскальные изображения, древнетюркские письмена. Этот спектакль создан режиссером Евгением Ибрагимовым и художником Александром Алексеевым на основе хакасских мифов о сотворении мира. Здесь нет слов, всё выражается через пластические миниатюры, необычны маски, костюмы. Преобладают желто-коричневые тона, глядя на них сразу представляешь себе хакасские степи. Особенность спектакля и в том, что его сопровождают живая этническая музыка и горловое пение.На хакасский театр и его молодого режиссера Евгения Ибрагимова театральные профессионалы России сейчас возлагают большие надежды.
Омский "Арлекин" приехал со спектаклем "Еврейское счастье" (режиссер Юрий Фридман). Национальная тема здесь не считается определяющей, в этой трагикомедии переплетаются юмор, общение с залом (некоторым удается потанцевать, подержать лестницу или даже поругаться со сцены, выступив в роли жены героя), мысли о вечном, притчи и молитвы. Взгляд привлекают куклы, например, очаровательная коза, вокруг которой и разворачивается действие, или огромная жена героя, к которой прикрепляются многочисленные маленькие и, судя по открытым ртам, орущие дети.
Если бы не фестиваль, то мы наверняка никогда не увидели бы немецкий театр из Штутгарта "Am Faden" ("На нитях"). Это "семейный" театр, представленный Хельгой Бреме и Карлом Ретенбахером. В Германии вообще нет таких больших и стационарных кукольных театров, как в России. В их спектаклях используются только марионетки, опять же не очень распространенные в нашей стране. В "Иоринде и Йорингеле", сказке по мотивам произведения братьев Гримм, ниткам у лошади и дракона случалось иногда запутываться, но это не смущало кукольников, они спокойно устраняли проблему и продолжали представление. Для театра участие в фестивале было значимо, они преодолели немаленькое расстояние, чтобы оказаться здесь. Они помнят, как потряс их спектакль Романа Виндермана "Котлован", а воспоминания о совместной с Мастером работе - "Раскольникове" - придало поездке в Томск ностальгические оттенки.
Вспоминали, говорили на фестивале о Романе Михайловиче все. Петербургский режиссер Сергей Столяров назвал сказанные на вечере памяти французским режиссером Луи Пакеттом слова "Спасибо тебе. Роман!" девизом фестиваля. Вечер памяти проходил в переполненном зале, воспоминания, слова друзей переплетались с видеозаписями слов Мастера. Были подобраны очень "живые" моменты, создающие эффект присутствия Виндермана вместе со всеми в том зале.
Фестиваль дал участникам возможность общения - творческого и дружеского. Все участники благодарили хозяев за прекрасную организацию и радость творческого общения. А томский зритель получил уникальную возможность увидеть лучшие спектакли кукольных театров, не похожие друг на друга и по-своему интересные. Посмотрев же, убедиться: много хороших театров, но как прекрасен наш - театр куклы и актера имени Романа Виндермана «Скоморох». И как нам повезло, что Мастер столько лет жил и творил именно в нашем городе.

Мария Симонова. "Томская неделя", 31 января 2002 г. №5




Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница