В "Скоморохе" снова играют Пушкина

Мария Симонова

В "Скоморохе" снова играют Пушкина

         Премьеру "Маленьких трагедий" по произведениям А.С. Пушкина театралы ждали с нетерпением не только потому, что новых спектаклей для взрослых в театр куклы и актера "Скоморох" имени Романа Виндермана не было уже год. Но и оттого, что эта работа была первой в Томске для нового главного режиссера театра Сергея Ягодкина. Для него это было не первое обращение к "Маленьким трагедиям" - несколько лет назад дипломным спектаклем Ягодкина в Петербургской академии театрального искусства был "Моцарт и Сальери" Пушкина. А в Томске, имея "в распоряжении" целый театр, удалось поставить все четыре трагедии - "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость" и "Пир во время чумы". Занято в спектакле четверо артистов - Дмитрий Никифоров, Владимир Козлов, Юрий Орлов и Елена Дзюба (Екатерина Мельдер).
         Главная тема спектакля - страсти. Страсти, которые всегда захватывают людей. Подчинившихся им ждет смерть - духовная, как Сальери, который (исторический факт) ничего не сумел написать после смерти Моцарта или физическая, как Барона в "Скупом рыцаре", Дон Гуана и Донны Анны в "Каменном госте". Смерть Донны Анны, часто не выносящаяся постановщиками на сцену, в этом спектакле есть, что очень соответствует его логике. Донна Анна здесь явно подчиняется страстям, а ее страсть не уступает страсти Гуана (встречи этих героев в исполнении Елены Дзюбы и Владимира Козлова, пожалуй, самые яркие моменты спектакля). Оформление сцены напоминает клетку - стены завешены сетью. В начале спектакля - даже четыре стены, зрители смотрят на сцену через сеть-занавес (момент срывания ее очень эффектен). В первых пьесах активно задействованы куклы, потом артисты больше работают в живом плане - метафоричное выражение усиления, нарастания страстей.
         Впервые (по крайней мере за последние годы) в спектакле в "Скоморохе" танцуют, и танцуют хорошо, видна работа хореографа (им была Светлана Кострова из Северского музыкального театра). Также приятное открытие - пение в "Пире во время чумы" прежде считавшегося "не поющим" артистом Владимира Козлова.
         Общее впечатление от спектакля - он в традиции "Скомороха" (и даже обращение к Пушкину продолжает в этом театре пушкинскую тему, ведь с 2000 года здесь идет постановка Романа Виндермана "Из Пушкина нам что-нибудь"). Неслучайно художник "Маленьких трагедий" - главный художник театра, заслуженный работник культуры России Любовь Петрова, оформившая большинство спектаклей "Скомороха" (и впечатления от первой совместной работы и у режиссера, и у художника остались самые хорошие). Как часто бывало в этом театре, трогательны куклы: Сальери, закутанный в шубу (кроме страсти его мучает еще и холод), греющий ноги в тазике. Моцарт, отдыхающий в гамаке, парящий на нотном листе. Скупой рыцарь, напоминающий внешне Дон Кихота. В режиссерском понимании он действительно именно рыцарь, выполнявший миссию очищения мира от зла - денег, но в итоге ставший их рабом, уступивший страсти.
         Премьерные спектакли "Маленьких трагедий" были сыграны на высочайшем эмоциональном напряжении (соответствующем страстям и трагедиям) и очень тепло приняты публикой. И это позволяет надеяться на дальнейшее успешное сотрудничество театра и нового режиссера.

Владимир Козлов и Елена Дзюба

"Красное знамя", ? апреля 2004 г.



Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров"

 


Главная страница