Её "взрослые" роли
на главную страницу

Эльвира Кузнецова, 1987

Её "взрослые" роли

двойной клик для получения большого фотоЕсть в репертуаре Томского театра кукол спектакль, о котором много говорят, хоте он поставлен уже достаточно давно. Это - "Мирандолина", по мотивам известной пьесы Карло Гольдони "Трактирщица", моноспектакль, в котором почти без партнеров играет одна актриса - Марина Дюсьметова. Более часа идет действие, и все это время зрительный зал с огромным вниманием следит за героиней. А она варит, стирает, гладит бельё, чистит обувь, в то же время, "одушевляя" своей фантазией вещи знатных постояльцев ее гостиницы, ведет напряженный внутренний монолог, полный ярких красок и драматизма. Когда видишь Марину Дюсьметову в роли Мирандолины, невольно думаешь: так показать неудавшуюся женскую судьбу может только актриса, которая сама испытала всю горечь одиночества. Откуда в ней, женщине, чья личная жизнь сложилась счастливо, такое глубокое понимание чужого горя, такое верное проникновение в драму чужой несостоявшейся судьбы? Одной актерской одаренности здесь мало. Тут нужны чисто человеческое умение сопереживать, душевная тонкость, деликатность и такт.

Больше семи месяцев готовили этот спектакль главный режиссёр театра Р. Виндерман и актриса. Многое из очень непростого реквизита старательно и "любовно сделали своими руками сама Марина и художница Л. Петрова.

Не все верили в успех этой работы: уж очень необычным и непривычным обещал быть спектакль. Однако получилось, и еще как! "Приятно изумляет известная пьеса Гольдони в смелой, оригинальной постановке, Мирандолина покорила не только сердца своих "кавалеров", но и благодарных зрителей. Оформление - отличное, музыка - замечательная"; "Очень понравилась игра актрисы во всех ее ролях. Представляем, как это трудно", "Браво, Дюсьметова!", - это строки из книги отзывов. А вот мнение критиков после того, как спектакль был показан на II фестивале театров кукол Сибири и Дальнего Востока: "Это явление поразительное, на котором нужно учить молодых актеров. Немного можно привести примеров такой тщательной, умной и тонкой работы режиссера, художника и актрисы. Ведь так сложно показать сегодня классическую пьесу по-новому, открыть ее какой-то доныне неизвестной гранью соотнеся ее с автором и со временем. В этом спектакле счастливо сошлось все: и пьеса, которую так талантливо увидел режиссер, и актриса-тонкая, очень пластичная и внешне, и внутренне, очень хорошо понимающая режиссера". А вот что пишет журнал "Театральная жизнь": "Мирандолина М. Дюсьметовой - натура гармоничная и одновременно страдающая от своей невоплощенности, за ее живостью и естественностью прячется глубокая внутренняя боль человека, у которого нет согласия между мечтой и жизнью"

...Марине Дюсьметовой не было и шестнадцати, когда она поступила в Свердловское театральное училище. Дипломный спектакль Марина сыграла перед рождением первого сына. Сыграла не потому, что могла иначе не получить диплома (она бы его все равно получила, так как училась отлично), а потому, что любила и любит свое дело до самоотвержения, до фанатизма. И, когда второго сына ждала, тоже играла - за ширмой, если надо было кого-то заменить. В Свердловском театре кукол, куда она пришла после училища, ей доверили серьезные и ответственные роли: она сыграла Роксану в "Сирано де Бержераке" Э. Ростана, Софью в "Недоросле" Д. Фонвизина, Женю в спектакле "Тимур против Квакина" Т. Гайдара и Г. Яловича. Все складывалось удачно: интересные роли, устроенный быт. Но она поехала в Томск. Многие пытались отговорить ее: какой смысл покидать Свердловск? Большой город, здесь и родители, А у Томского театра нет даже приличного здания (его, кстати сказать, до сих пор нет, и неизвестно, когда оно будет)...

И вот уже четвертый сезон Марина Дюсьметова играет на сцене Томского театра кукол. Ее знают и любят. Зрители идут "на Дюсьметову", а это в театрах кукол бывает не так-то часто. Р. Виндерман говорит: - С нею легко работать. Ей не надо много объяснять, потому что она человек творческий, инициативный. Она никогда не бывает на репетиции "нахлебником", который только сидит и ждет указаний от режиссера... В репертуаре Марины Дюсьметовой - более сорока разноплановых ролей. Среди них Якобина в "Самом правдивом" Г. Горина, Мать в "Жаворонке" Ж. Ануя, Эни в "Марсианских хрониках" Р. Брэдбери, Лиса в "Золотом цыплёнке" В. Орлова. Сейчас вместе с Владимиром Пеньковым она готовит сказку-игру "Приключения Колобка", где оба выступят не только как актеры, но и как режиссёры-постановщики.

Выразительная внешность, хорошие вокальные данные - это, как говорится, "от бога". Но, кроме таланта, у Марины огромное трудолюбие. Именно от него - высокий профессионализм, мастерство, которым она щедро делится с товарищами по сцене. Вообще в Марине живет постоянная и бескорыстная готовность помочь, поддержать.

Сейчас Марина Дюсьметова - председатель профкома. Энергичный, внимательный, требовательный к себе и другим. Профсоюзный комитет стал хорошим помощником администрации. Заметно оживилась общественная жизнь коллектива, улучшилась дисциплина. Решаются многие производственные и бытовые проблемы, хотя и на будущее их тоже хватает. И Марина без конца хлопочет, доказывает, пробивает - в райкоме, горисполкоме, на предприятиях. У кого-то сложности с жильем, у кого-то - с пропиской... И многое удастся сделать. И все это, помимо огромной занятости а репертуаре, кроме семейных забот. А еще Марина Дюсьметова - член Союза театральных деятелей, была делегатом XV съезда ВТО.

Первый сезон в Томском театре Марина вместе с актрисой Светланой Борисовой исполняла обязанности педагога - организатора. Они создали зрительский актив, провели множество бесед, творческих встреч. И сейчас Марина - страстный пропагандист искусства кукольников, частый гость в сельских клубах и домах культуры, в школах, студенческих общежитиях. Ее любовь к театру - действенная любовь.

Эльвира Кузнецова. "Красное знамя", 11 февраля 1987




Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница