"Мирандолина" К.Гольдони в областном театре кукол
на главную страницу

В.Бережков, 1987

"Мирандолина" К.Гольдони в областном театре кукол

Не так уж много сохранилось в театре репертуарных пьес, рождение которых отстоит от сегодняшнего времени на два и более столетий. В числе таких нестареющих авторов, безусловно, и Карло Гольдони, автор множества комедий, реформатор, а во многом и создатель итальянского театра эпохи Просвещения. С наших, так же как и с дореволюционных, сцен не сходили и не сходят "Хозяйка гостиницы", "Слуга двух господ" и некоторые другие пьесы "того плодовитого автора. "Хозяйка гостиницы" начала свое триумфальное шествие по русским сценам, где она шла также под названием "Трактирщица", с 1834 года, когда ее в переводе В. Каратыгина поставили на сцене Александрийского театра. Выл снят в свое время и фильм по этой пьесе, где роль Мирандолины блистательно исполнила народная артистка РСФСР О. Викланд. Так что есть традиции, есть привычная сценическая трактовка. Но Мирандолина - в театре кукол?..

...Начинает звучать гитара (человек от театра В. Пеньков). Тихая лирическая мелодия (композитор А. Лейбович-Чёрный) как бы вводит нас в атмосферу предстоящего спектакля, а на сцене прекрасная трактирщица Мирандолина (артистка Марина Дюсметова) хлопочет по своему маленькому, но, как бы мм теперь сказали, "многоотраслевому" хозяйству. Ведь одинокой девушке, хозяйке гостиницы, неожиданно оставшейся без отца, надо многое успеть, а из помощников у неё - только слуга Фабрицио. Напевая, Мирандолина ловко орудует утюгом и щеткой. Платья постояльцев всегда должны быть в порядке. Разве можно позволить себе обидеть знатных господ - маркиза Форлипополи и графа Альбафьорита, а также этого странного нелюдимого кавалера Рипафратта?..

Но постойте, где же кавалеры? Их нет. На сцене одна актриса. Новая работа областного театра кукол - это моноспектакль, где центральную и единственную роль играет М. Дюсметова, а кавалеры - вот они: это их костюмы, парики, шляпы... Вот почему в этом спектакле, с великолепным сценическим тактом и выдумкой, поставленном главным режиссёром театра Р.М. Виндерманом, так важна и роль художника Л.О. Петровой. Конечно, костюмы немало говорят даже тем в зале, кто знакомится с бессмертной пьесой Гольдони в первый раз. За костюмами-образами просматриваются и гордая бедность, родовитого маркиза, и спокойное превосходство состоятельного графа, и прямолинейно - недоверчивый характер "женоненавистника".

Но, самое главное, все эти предметы - костюмы, парики, трости - живут и действуют. Зрительный зал очень скоро принимает предложенные театром "условия игры", и никого уже не смущает, что все диалоги - смешные, кокетливые, лирические - ведёт на сцене одна актриса. Она настолько естественна в этих сценах-перебранках, сценах - пикировках, наконец, настолько очаровательна и кокетлива ее героиня, так умело и с достоинством пользуется она своими женскими чарами, что невольно понимаешь: в такую трактирщицу вполне могли влюбиться и знатные господа.

Работа актрисы радует не только естественностью, но и глубиной; ведь в конце концов многое в таком спектакле можно было вытянуть с помощью актерской техники. Марина Дюсметова прямо-таки живет в образе. Она создает традиционный для многих комедий Гольдони, да и вообще театра эпохи Просвещения, образ простой девушки из народа, которая отлично понимает всю цену изящных и галантных слов. О, её Мирандолина никогда не даст перейти границы своим воздыхателям, она знает себе цену... Природный ум и здоровое целомудрие не изменяют ей даже в сцене обольщения кавалера Рипафратта. Здесь Мирандолина Дюсметовой защищает не только свое, но и вообще женское достоинство. И поражение кавалера зритель воспринимает и как победу женщины. Между тем и в выражении своих подлинных чувств Мираидолина, какой ее играет актриса, очень сдержанна. И поэтому те сцены, которые она проводит "с участием" Фабрицио, также отмечены печатью скромности и целомудрия.

Вместе с тем актриса вовсе не засушивает создаваемый образ. В ее диалогах костюмами - "кавалерами много живости, лукавств. Есть а этой работе, в общем то новой для томского зрителя, актрисы выразительнейшие "точки". Как ловко и как задорно нахлобучивает она парики на манекены с которыми весь спектакль работала на сцене. Как естественно - такой демократический и понятный жест - хлопает ладонью по столу, когда решает для себя важные вопросы. Как, наконец, теплеют интонации ее героини, когда говорит и думает о Фабрицио...

Артистка очень музыкальна. Она тактично пользуется своим небольшим голосом. Дюсметова пластична. Она это знает, но также использует пластику умело и сдержанно. Публика, а в зале были и вполне взрослые, и весьма юные зрители, принимает новую работу театра исключительно тепло. "Мирандолина" в областном театре кукол - это, безусловно, победа постановщика, всего творческого коллектива. Но в первую очередь это победа актрисы, которую надо поздравить с настоящей творческой удачей.

В. Бережков, 1987





Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
Остекление утепление отделка - остекление балконов Бескудниковсково
Круглосуточно, и мо пицца на дом.