Было или не было?

Было или не было?

Комментарий в Живом Журнале

sunny_mary
2006-08-16 07:56 pm:
        Вы видели "Было или не было"? Я, к огромному сожалению - нет, только портрет помню, где Капранов - в костюме Пилата...

(Анонимно)
2006-08-17 08:24 pm:
       
Видела. В 16 лет мы с подругой прочитали Булгакова, разбились влёт и насмерть, говорили только цитатами, вообще с ума сходили по полной программе. Месяца через два она приезжает ко мне и рассказывает: "Наташка, "Скоморох" поставил "Мастера и Маргариту". Представляешь, Булгаков в театре! В кукольном! Стихами! Давно я в цирке не была. Пойдём, а?" И мы с ней пошли. В цирк. Только цирк кончился ровно через 10 минут после того, как в зале погас свет. А через 20 минут мы уже забыли, кто мы и где, и потеряли ориентацию в пространстве и времени.
       
Спектакль этот шёл семь часов, поэтому делали его в два вечера - субботу и воскресенье, раз в месяц. Некоторые эпизоды по сей день стоят перед глазами как живые.
       
Вообще, как-то всё началось сразу - не так, как мы ожидали. Я никогда до этого не видела театра на 30 мест. Трёх сцен - справа, слева и между ними - практически все три в зрительном зале. Ящичка с программками и табличкой: "Программка стоит 20 коп." - и никаких продавцов. Спектакль был с живыми актёрами, но в массовке - огромное количество кукол - от Малюты Скуратова, больше 2 метров ростом - на балу, и до комода-Массолита, с механическими выдвижными ящичками, из которого появлялись головы-бюсты критиков.
       
Не могу забыть, как Бегемот стрелял из пистолета, и на зал падали спичечные этикетки. И - весь зал в едином порыве кинулся их собирать!!! Все видели, что это этикетки со Спичфабрики, и все их хватали как сумасшедшие – это просто какое-то помешательство было!!! Я потом думала, зачем же я их хватала.... Не смогла понять. Мне досталось две штуки, которые и храню до сих пор.
       
Собака у ног Пилата. Она лежала у кресла, сложив голову на лапы, в полудрёме. Кукла, абсолютно похожая на настоящего дога. Настолько реалистичная, что несколько зрителей до спектакля даже подошли убедиться.
       
Афраний говорил с Пилатом, потом гладил её по голове и уходил. И собака поднимала голову, чуть поводя ей, приподнимала веки и сонно оглядывала первые ряды живым, умным взглядом. В зале проходил вздох удивления. Ощущение было - что она живая. Полное.
Мастер. Когда я его увидела - сразу поняла - это он. Настоящий, живой, не написанный.
       
Пилат стоял на помосте, опустив голову, и за его спиной рушилась Ершалаимская стена. Сначала она начинала проседать вниз, потом из отверстий (?) начал сыпаться песок.... И наконец она обваливалась, кусками, вниз....
       
Не могу забыть страшную тишину в зале. Я потом думала об этом, такое ощущение, что мы просто все перестали дышать.
А потом был свет, и актёры вышли кланяться. И зал молчал. Они стояли, и никто не шевелился. Глубокий шок, кома....
       
И ещё что встаёт перед глазами в тот вечер - очередь в гардероб. Люди молчали. И расходились молча - без обсуждений, без слов.
Интересно, что несколько месяцев после спектакля просто выпали из памяти – видимо, он оказался самым ярким впечатлением того времени.

        P.S. Вот здесь рисунки к спектаклю, сделанные той самой моей подругой.
       
Что интересно: она вообще не художник, и до этого случая рисовать не бралась. Рисунки сделаны спустя 10 лет после спектакля, но как ни странно, все актёры на них ОЧЕНЬ похожи. Единственное исключение – Маргарита. Её Тася как будто рисовала с себя.

Рисунки Натальи Мериновой

Прокомментировать спектакль можно в гостевой книге, либо в сообществе ЖЖ "Томск театральный".

На главную | | "Томск театральный" | Подписка

 


Главная страница
Реклама:
кане корсо питомники
Roma Nero кофе купить читательская премия Имхонета.