Интересное решение
на главную страницу

В.Е.Головчинер, 1992

Интересное решение

Если принять пьесу о Тиле за центральное и в чем-то поворотное для творчества Горина семидесятых годов произведение, то пьесы о Герострате и Мюнхгаузене можно расположить по обе стороны ее как своеобразные перевертыши: прочность нравственных и гражданских устоев большой группы лиц в одной проверяется взаимоотношениями с персонажем, концентрирующим в себе все самое грязное, темное, преступное; в другой, напротив, - отношением к человеку, внутренне независимому, неординарно мыслящему, сформированному живым для него опытом мировой культуры. Когда на новом витке общественного развития начали обретать силу тенденции, которые, казалось бы, должны были быть похоронены в прошлом, в тридцатых годах, в сознании художника формировался образ города, к вершинам власти которого уверенно шел Герострат; когда эта тенденция обнаруживала свой очевидно агрессивный характер (премьера спектакля "Тот самый Мюнхгаузен..." совпала с вводом советских войск в Афганистан), в центре новой пьесы оказался безобидный чудак, оставивший в прошлом небывалые подвиги и приключения, погрузившийся в интеллектуальную деятельность.

Внешне пространство его существования теперь ограничено главным образом собственным домом, внутренне - открыто всем временам и странам, где жили великие мыслители и художники. Он встречается с Софоклом, беседует с Шекспиром, позирует Рембрандту, поднимается с хронометром к звездам, чтобы оттуда проследить за вращением Земли, уточнить после долгих размышлений календарь, открыть и подарить людям еще один новый день - тридцать второе мая. Если бы ему удалось оформить развод с давно чужой ему Якобиной и законный брак с Мартой, то от общества ему ничего не нужно было бы: он хочет жить честно, по правилам, которые сам для себя установил, какими бы странными на чей-то взгляд они ни казались. Парадокс состоит в том, что Мюнхгаузен не хочет и не может лгать, притворяться, скрывать то, что знает, - он всегда говорит правду. А общество, казалось бы, заинтересованное в правде (дважды героя вызывают в суд, требуя от него правды, только правды, ничего, кроме правды), именно ее не может ему простить.

Горин заостряет проблему, показывая соотношение правды, по которой живет обыденное сознание, и истины, которой служит личность, в своем нравственном и гражданском развитии поднявшаяся над обществом. Каждый эпизод, каждый микроэлемент действия драматург строит на столкновении разных представлений, опрокидывая, разрушая стереотипы воспринимающего сознания, убеждая, что можно общаться с Сократом и Шекспиром, можно послать личный ультиматум Англии с требованием прекратить несправедливую войну и добиться его выполнения, можно не подчиниться принятым в обществе нормам поведения, если они не согласуются с принципами, выработанными мировой культурой... В конечном итоге "тот самый Мюнхгаузен...", который когда-то совершал чудеса на войне, на охоте, в пьесе Горина совершает нравственные подвиги, предстает как "самый правдивый". Но именно этого не хочет признать общество и наступает на него. Давят со всех сторон не только чужие-далекие (пастор, судья), но и чужие-"родные" (бывшая жена, сын Феофил) и по-настоящему близкие (друг - бургомистр города, Марта). Ситуации наслаиваются друг на друга, накапливаются: кто требует, кто приказывает, кто просит, кто умоляет молча, но все добиваются одного - чтобы жил, как все. Когда, не выдержав давления извне, к остальным присоединилась Марта, Мюнхгаузен сдался, в его комнате раздался выстрел. Он исчез с горизонта, перестал раздражать окружающих своими жизненными принципами, неповторимостью своих слов и поступков. Но они не успокоились, они стали наступать на его память.

Второй акт парадоксально сопоставлен с первым. Все в нем перевернулось, как бы встало с ног на голову. Якобина, считавшая, что место мужа в лечебнице для душевнобольных, сын, из ненависти готовый вызвать отца на дуэль, развивают бурную деятельность по возвеличиванию памяти Мюнхгаузена как национального героя: они готовят открытие монумента, издаются его книги. При этом никто не считается с правдой. Чтобы удобнее было воспитывать на примере молодежь, биография, книга героя фальсифицируются: из них изымаются одни факты, дописываются другие. Этого реальный Мюнхгаузен выдержать уже не может, он возвращается с "того" света, из другой своей жизни, сытой, спокойной, "как у всех", и снова будоражит город правдой, которая никому не нужна, которую пытаются дезавуировать. На этот раз Мюнхгаузена заставляют доказывать идентичность собственной личности.

В постановке пьесы режиссером Р. Виндерманом и художником Л. Петровой в томском театре куклы и актера "Скоморох" в 1986 году (она называлась здесь "Самый правдивый") было найдено интересное решение: вернувшиеся после антракта в зал зрители на миг застывали - в нем все оказалось развернуто на сто восемьдесят градусов! - лавки стояли на месте игровой площадки, а мебель гостиной Мюнхгаузена там, где был зал. Мебель была та же самая, что в первом акте, но она казалась огромной, потому что избавившиеся от беспокойного барона горожане предстали в истинном своем - ничтожном - масштабе: маленькие куколки счастливых родственников и друзей порхали с камина на книжный шкаф, с него на кресло. Никто и ничто не препятствовало и не сопротивлялось им больше, они могли, наконец, если не с самим Мюнхгаузеном, то с его памятью делать все, что захочется.

Горин и вслед за ним театр показывают, сколько мужества, стойкости требуется, чтобы человек просто мог оставаться самим собой, сколько энергии затрачивает общество, не только в лице отдельных своих представителей, но целых институтов - государственной власти, суда, церкви, - чтобы подчинить его, заставить его жить, как все, как большинство, а он все равно возвращается к себе самому, свободному, мыслящему, каким создал его Бог.

В.Е.Головчинер, 1992


фрагмент статьи взят с сайта /www.booksite.ru/fulltext/bab/ich/babicheva_y_v/rus_dram.htm"




Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
Samsung i9000
аренда автомобиля с водителем