То ли люди, то ли куклы...
на главную страницу

Эльза Птицкая, 1999

ТО ЛИ ЛЮДИ, ТО ЛИ КУКЛЫ...

"Театр призван учить человека свободе выбора... А он не понимает и собственной жизни, и самого себя. Вот отсюда, из этой самой жизни человеческой, и родился наш театр".

Эжен Ионеско.

По поводу пьес Эжена Ионеско и их создателя написано несметное количество исследований, рецензий, эссе и разных других трактатов. Как правило, Ионеско выглядит в них сверхэлитарным создателем чрезмерно сложных философских произведений, человеком суровым и замкнутым. Все ионесковедение как бы убеждает читателя в том, что без специальной подготовки смотреть, а тем паче понимать его пьесы практически невозможно. Но зрители уже почти четыре десятилетия штурмуют театры и наслаждаются парадоксами Ионеско, не догадываясь о том, что смотреть его пьесы - нелегкий труд. На самом деле Ионеско один из самых "кассовых" драматургов второй половины нашего столетия. Пьеса "Лысая певица" написана в 1951 году. Автор уверял, что написал ее, когда занялся изучением английского языка и начал штудировать разговорник. Поэтому весь текст пьесы - это сплошной нелепый разговорник, где повседневная жизнь человека заключена в не слишком длинный перечень банальностей, вмещающий в себя весь жизненный опыт персонажей.

"Театр абсурда" пришел к нам очень поздно. Произведения этого жанра появились на российской сцене не более 15 лет назад. Сейчас у нас проблемы, затронутые в абсурдистских произведениях, актуальны как никогда.

Постановка "Лысой певицы" на подмостках Томского театра куклы и актера более чем оправдана. Хотя бы потому, что для Ионеско характерно возрождение традиций именно кукольного театра и резкое неприятие других. Поэтому в оформлении сцены главное - минимализм. Черный задник, стол с неброской скатертью, на нем ярко-красная посуда. В углу "горит" камин и живут сюрреалистические часы. Полный авангард. Чисто английская семья Смитов - миссис Смит в блистательном исполнении Марины Дюсьметовой и мистер Смит в исполнении заслуженного артиста России Александра Капранова - восседает в инвалидных креслах. Кресла эти для особо продвинутых могут служить очень ярким символом, но присутствие их на сцене использовано с юморком и в чисто утилитарных целях. Их легко передвигать по сцене. Куклам в них уютно. Поразительна органика кукол в среде живых актеров. Впрочем, так всегда в "Скоморохе". Куклы не выглядят говорящими манекенами не только благодаря искусству автора - Ядвиги Мидлярска-Коваль - и мастеров, изготавливающих их, но и благодаря кукловодам Дании Турлиевой, Надежде Стражко (миссис Мартин), Юрию Орлову и Валерию Филоненко (мистер Мартин), их оживляющим. Мистер и миссис Мартин не менее реальны, нежели мистер и миссис Смит, их служанка Мэри и великолепный брандмайор в исполнении Дмитрия Никифорова.

О чем рассказывает пьеса "Лысая певица"? На уровне языка - ни о чем. Бесконечные тавтологические диалоги, которые демонстрируют сбивчивую логику мышления персонажей. Главное в пьесе - подтексты. Их невообразимо много , каждый может выбрать себе по вкусу и понимать по-разному, как захочет или сможет. Можно изыскать в репликах персонажей множество переиначенных цитат, литературных аллюзий и разного другого добра. В сценическом действии щедро раскиданные по тексту изюминки вообще могут остаться просто незамеченными. Не так в спектакле, поставленном Романом Виндерманом. Его обращение с текстом пьесы иначе, как "деликатным", назвать нельзя. Автор написал, а Виндерман осмыслил и - ни на шаг от написанных реплик. На мой взгляд, это особенно ценно при нынешней моде осовременивать и переосмысливать канонические тексты. Оставив пьесу в первозданном виде, Виндерман сосредоточил свои усилия на решении проблемы театральной условности, собственно, взаимоотношениях сценического действия и текста. Нынешняя премьера - это опыт новой театральной режиссуры. И весьма успешный.

Вообще говоря, почти все спектакли "Скомороха" - череда экспериментов. А труппа театра в течение многих лет покоряет своей готовностью на любой из них. Потому-то, наверное, их спектакли -это всегда небанальные сценические решения. И изящно обыгранное тушение камина бравым брандмайором, и переодевшиеся в "вечерние туалеты" Смиты - те самые "конфетки", которые вызывают радостный зрительский отклик. Актеры исполняют свои роли с видимым наслаждением, им нужно и важно испытать свои творческие возможности, проверить свой актерский потенциал, решая необычные в изобразительном плане задачи. Поэтому спектакль столь эмоционален, и основное чувство, царящее на сцене и в зале, оно же объединяющее, - это удовольствие от происходящего.

Поразительно гармонично выстроено все сценическое действие. Гэгов столько , сколько необходимо, хотя при постановке абсурдистских пьес легко можно потерять чувство меры и "пересолить". Текст настолько емок, что и режиссер и актеры вправе сами "раскрашивать" персонажи, как им вздумается. Можно вложить в пьесу любое настроение - хоть комическое, хоть трагическое, можно просто сделать спектакль-фантасмагорию. Но все участники представления были настолько объединены радостью творения, что получился изумительный вкусный и очень современный спектакль. Просто ни убавить, ни прибавить. И никакого тебе обличения - монолог брандмайора в виде отдельно говорящей головы, которая несет несусветную, смешную в своей бессмысленности, чепуху, не что иное, как собирательный образ сегодняшнего телевидения. Но это - изящная пародия, без пафоса. Все сцены "Лысой певицы" никак не связаны между собой по смыслу (таков текст), но спектакль дарит ощущение необыкновенной наполненности и цельности - и это огромная удача. Потому и смотрится легко - "на одном дыхании". Режиссура и актерские работы -виртуозны. Открытие 54-го театрального сезона в "Скоморохе" - триумфально.

И хоть с открытием театр в этом году несколько подзадержался и зрители истомились в предвкушении спектаклей, ожидания оправдались. Наконец-то "Скоморох" обрел свой дом, теперь он живет в Доме Макушина, бывшем ДК завода "Сибкабель". Уютный зал всего на 130 мест, экспозиция кукол в фойе, и впервые за многие годы - театральный буфет. Теперь у театра есть своя площадка, и, будем надеяться, их мытарства и скитания по чужим сценам можно забыть, как страшный сон. Даже если бы в репертуаре театра не появилась абсурдистская пьеса, "Скоморох" с полным правом можно было бы назвать "театром парадокса". В старом помещении по пер.Кооперативному, очень милом и камерном, происходило всякое - и топило их, и штукатурка на головы сыпалась. Погибли целые спектакли, ушли в прошлое "Мастер и Маргарита", "Жаворонок". Очень жаль. Лет восемь театр мыкался без собственного угла, все больше гастролировал, почти вынужденно. Но при всем этом живучести и желания плодотворно работать никогда не утрачивал и ставил новые спектакли. Вот и сейчас зрителей за терпение, веру и любовь к театру "Скоморох" вознаграждает целым каскадом премьер. Да еще и на Новый год готовят что-то необычайное. Парадокс? И да, и нет. Это живой творческий организм, полный задумок, идей, талантов и желания работать, несмотря ни на что.

Лично я испытываю чувство законной гордости оттого, что в моем родном городе есть театр такого высочайшего уровня мастерства. А если уважаемый читатель возжелает ощутить себя истинным сибирским афинянином, приходите в "Скоморох" - на любой спектакль.

Эльза Птицкая. 16.12.1999





Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
Саморезы это совершенно новое направление в крепежных работах.
Данный Акт государственного осмотра группы транспортного средства.