Откровение по пропускам
на главную страницу на главную страницу на страницу театра

26 апреля 2001. Веста Боровикова. "МК в Томске"

Откровение по пропускам

       Земля слухами полнится. Вот уже месяц по Томску гуляют разговоры о том, что "закрытый" сосед решил отметить 400- летний юбилей датского престолонаследника Гамлета неким загадочным спектаклем. В Театре для детей и юношества Натальи Корляковой приглашенный из Абакана режиссер Василий Соколов поставил свою версию известных событий датской истории. Пройдя проверку на шпионаж, мы получили доступ к искусству, чистому во всех отношениях. На протяжении действия в занявшем все пространство сцены бассейне актеры бесконечное количество раз смывали грязь со своих ног. Тоже самое происходило с нашими душами. Публичный сеанс покаяния закончился всеобщим катарсисом. Несмотря на иронию, убеждение того, что нам удалось увидеть откровение, автор разделяет со всей приглашенной из Томска делегацией поклонников муз.

        Пункт КПП встретил нас мистически и строго.
        - Освальд! - выкрикнули из-за решетки. Двое мужчин откликнулись на этот пароль и, отделившись от делегации гостей театра, исчезли за вертушкой.
        "Все знают: Дания - тюрьма", - пронеслось в голове и исчезло за близрастущими соснами.
        Язык символики начинал действовать.
        ...Театр был полон. Напротив меня сидели девушки в белых одеждах, между нами находился бассейн, над которым нависало опрокинутое дерево с алыми плодами. Запретными, надо полагать. Послышался плач новорожденного, девушки озвучили слова православной молитвы.
        Появился измученный, также одетый в белое, Гамлет и бросил в зал свой вечный вопрос. Зал не был готов взламывать души без предварительных прелюдий и слегка растерялся.
        Когда идешь на классику, пьеса интересует тебя только в контексте. В контексте того, что хотел сделать с ней постановщик. Все, что сделал с Гамлетом создатель, ни для кого не является тайной. Вопрос в том, что сотворил с ним режиссер. Где кончается король драматургии и начинается новый Мейерхольд? И начинается ли он вообще?
        В данном случае угол преломления известных событий датской истории начал прорисовываться сразу.
        Соколов решал в Гамлете вопрос гибели души героев, а это вечный вопрос христианства. Отсюда - источник с водой, смывающей пыль грехов с актерских ступней, отсюда - православные песнопения и главный вопрос человеческого существования, заданный без предварительных прелюдий залу. Такая смелость трактовки озадачивала, и вживание в спектакль наступало не вдруг - у меня, например, только на сцене объявления свадьбы.
        В этой постановке Клавдий одушевлялся любовью к Гертруде, он был болен и охвачен этим чувством, как нарастающим безумием, и это служило мотивацией его поступков. Он не был одноплановым мерзавцем, он был одержим желанием обладать, он был гибнущим изнутри без участия в этом принца. У Шекспира его душа вскрикивает в сцене с поставленной во дворце пьесы, у режиссера - в сцене объявления Клавдием взлелеянной им годами свадьбы. Сцена, сыгранная Натальей Носовой и Геннадием Поляковым столь щемяще, сломала барьер, вызванный необычностью трактовки режиссера, и задела за живое. Далее спектакль захватывал сердца бесповоротно и глубоко, и любые неожиданности воспринимались органично и мгновенно прочитывались.
        "Быть или не быть" для Соколова звучит как "убить или не убить". Не Клавдия. Себя. И не только для Гамлета. Для каждого из героев.
        Все они убивают себе души самым разнообразным способом: Офелия - отказом от любви ради долга, Клавдий - согласием ради любви повторить Каинов грех, Гертруда - готовностью платить за любовь предательством. Розенкранц и Гильдестерн у Шекспира покупаются на злато. У Соколова их губит еще и гордыня. Они не могут простить Гамлету плевков в лицо. Хотя, прими они принца с его болью, могли бы остаться в роли Горацио. Лаэрт платит за испепелившую душу ненависть, толкающую его на подлость. Ситуация Лаэрта зеркальна ситуации Гамлета, но он не столь разборчив в средствах.
        Итак, трагедия Шекспира в преломлении Соколова становится актом публичного покаяния.
        Гамлет, блистательно сыгранный Евгением Казаковым, понимал последствия падения более других. В этой постановке Гамлет, не стой перед ним вопрос возмездия, мог бы уйти от мира и принять монашество. Или в этой трагедии? У Соколова или у Шекспира?
        Как бы то ни было, эта трактовка дает другую расстановку акцентов.
        Офелия предает своего принца, крича ему ложь, которую он в этом спектакле зримо видит.
        Гертруда, только что узнав о страшной тайне сына, жалеет Клавдия, которого пожирает страх. Эта сцена так правдиво сыграна Натальей Носовой и Геннадием Поляковым, с такой честностью, что врезалась в память, как кадр фотографической пленки.
        Гамлет в исполнении Евгения Казакова великолепен. Здесь очень сильно искушение впасть в истерику или некую иллюзию последовательности, а ведь в герое нет ни того, ни другого. В первом случае он бы не смог разорвать с Офелией, во втором - трагедия закончилась бы к середине первого акта.
        Изумительна игра Клавдия, в котором такой гнет собственного греха, такая слепота страсти и такая гибнущая душа читается, что трудно его ненавидеть.
        Гертруда, оживленная Носовой, везде женщина, более женщина, чем мать. И только после осознанно выпитого яда, приготовленного для Гамлета, мать в ней побеждает женщину. Сыграна роль объемно и глубоко. Мне приходилось наблюдать Носову в роли Раневской и Марии Стюарт - каждый раз ее талант ошеломляет.
        Прекрасно дебютировала Юлия Голикова в роли Офелии, хорош Анатолий Кудрявцев, исполняющий Полония. Колоритен Лаэрт,созданный Алексеем Беляковым.
        Лаконизм выразительных средств, предпочтенный Василием Соколовым в рисунке спектакля, дал постановке ту степень выразительности, которая так редко достигается при перегруженности деталями. Белые одежды, источник с чистой водой, скамьи с четырех сторон сцены - не то древнегреческий амфитеатр, не то католический храм. Символы, символы, символы.
        Данный язык присущ талантам. Когда речь идет о таком глубоком вскрытии человеческих душ, абсолютно не важны детали. К ним прибегают бездари, не умея увидеть и отразить главное. Не важно, какого покроя были одежды принца. Не важно, какие прически носила его возлюбленная. Важно, что Гамлет с собой делал, мечась по анфиладам дворца, что делал с собой Клавдий, катаясь в муках покаяния Господу и не желая расставаться с украденным. Важно, что сделала с собой Офелия, крича Гамлету заведомую ложь в момент, когда у него оставалась только она одна...
        Во время просмотра постановки Василия Соколова мне стало понятней то, о чем писал Шекспир. Если такое происходило с каждым, то лучшей похвалы режиссеру, мне кажется, быть не может. Световое решение спектаклей Натальи Гары полюбилось еще на просмотре "Моей сестры и пленницы". Хороша работа художника Алексея Сорокина, костюмное решение созвучно с режиссерским видением. Лаконизм, простота, строгость. Музыка в этом же ключе - когда исполнялась церковная. Озвучивание свадьбы не бесспорно, но это пусть судят специалисты. Финал поставлен столь красиво, что хотелось его повторить.
        Вообще с удовольствием посмотрела бы спектакль еще раз, да боюсь, вдруг не выдержу вторичной проверки на шпионаж на въезде в Северск.
        К тому же, ратуя за остальных томских театралов, надеюсь на скорые гастроли Гамлета в нашем городе. Думаю, счастливая рука Натальи Корляковой, осуществившая возможность постановки спектакля в ее театре в Северске, сможет осуществить показ спектакля и в Томске. Благо, тюзовская площадка ее труппой уже опробована.
        А то пусто как-то в последнее время в городе. Хотя, в общем-то, все понятно. Музы - существа нежные. А тут весна, авитаминоз... К тому же, как справедливо было замечено классиком, "есть в Датском королевстве где-то гниль...".


"Гамлет""Гамлет""Гамлет"


Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев


Главная страница
Реклама:
Nissan note, nissan patrol. Nissan patrol помощь.
Ставка дня! букмекерская контора регистрацияна bwin.com.