Двести песен о дружбе

Мария Симонова

Двести песен о дружбе

       Северский ТЮЗ в начале театрального сезона устроил праздник – бенефис поэта Ирины Яблоковой и композитора Юлии Морозовой. Повод для этого события стало то, что Ирина и Юлия написали вместе за 12 лет работы… целых 199 песен! А само театральное шоу было построено как процесс создания юбилейной, двухсотой песни. Еще со сцены, конечно же, звучали уже известные работы.

       К бенефису были готовы не только сами героини, но и зрители. В начали сезона такие праздники особенно нравятся зрителям, хотя в Северске проблем с публикой не наблюдается – театр здесь любят и билеты раскупают на несколько месяцев вперед. Была потребность в этом вечере и у главного режиссера театра, Натальи Корляковой, выступившей ведущей бенефиса.
        -Я 12 лет работаю с Ирой и Юлей в театре, еще мы написали девять сценариев для детского конкурса «Алисы», - рассказывает Наталья Григорьевна. Работа нас сплотила, и я почувствовала чисто человеческую необходимость сказать им добрые слова, рассказать людям, что они действительно талантливы, достойны этого вечера.
        А встретились Ирина и Юлия именно благодаря Наталье Корляковой. В 1991 году готовился детский спектакль «Сюрприз», к нему нужна была музыка, а композитора на примете не было. Тут-то Наталья Григорьевна вспомнила, что у актера Сергея Морозова есть жена Юля, которая окончила Новосибирскую консерваторию, позвонила ей и…
        - Я ответила, что песен не пишу, но для маленькой дочки Даши что-то наигрываю и пою, - вспоминает Юлия Морозова, - Наталья поставила на пюпитр тексты, я что-то сыграла, спросила: «Так?», Наталья сказала: «Так»… С тех пор вместо нот на пюпитре у меня всегда стоят тексты…
        Но Юлию устроили не все тексты. Тогда Наталья Григорьевна попросила написать стихи Ирину Яблокову – в то время она работала завлитом театра и уже писала тексты к спектаклю «Мальчик-звезда» (письмо с просьбой об этом застало ее на отдыхе в Крыму). Стихи Ирины Юлии понравились, и появилась их первая совместная песня, хотя друг друга они еще ни разу не видели. Тогда же определились и с тематикой песен:
        - На вопрос Ирины, о чем надо написать, я всегда говорю: «О дружбе», - рассказывает Наталья Григорьевна, - Мы шутим: «Это песня о дружбе №385».
        По-разному складывалась жизнь Юлии и Ирины до прихода в СТЮЗ. Если превращение выпускницы консерватории в композитора и заведующую музыкальной частью театра выглядит логичным, то путь Ирины неожиданнее.
        - Моя биография начинается… с завода, я была станочницей, заточницей третьего разряда, - рассказывает Ирина, - Для меня тогда в слове «завод» была какая-то романтика, непонятная другим. Уже потом я училась на филологическом факультете ТГУ. А когда в театре сделали ставку завлита, то перевелась на заочное и стала работать.
        Правда, с театром Ирина была связана еще с детства - она занималась в северском дворце пионеров, играла там в народном театре кукол.
        - В Северске была уникальная группа педагогов, - вспоминает Ирина, - Это Вера Максимовна Дзубова (мама Натальи Корляковой), Валентина Степановна Комар… Они такую в нас влили силу. Мне кажется, мы бы и ничего никогда не делали, если бы однажды не встретились с ними.
        Ирина и ее подруга Светлана Панжева хотели стать актрисами, но эту идею не одобрила мама.
        - Я еще хотела писать, чаши весов для меня были равны, и я не стала огорчать маму, - поясняет Ирина, - А Света стала актрисой, сейчас работает здесь, в северском ТЮЗе.
        В какой-то момент Ирина поняла, что театр стал ей тесен и занялась работой на телевиденье. Но театр не оставила.
        - Она очень любила телевидение и ушла работать в северскую телекомпанию, потом работала на других каналах. Но где бы она ни была, она всегда сотрудничает с театром. И когда надо написать какие-то песни к спектаклям, или пьесу, она всегда это делает мастерски.
        Сценарии новогодних праздников - это тоже часто делает Ирина. Сочинила она и сказку «О скрипке и контрабасе», этот спектакль шел в Томске, в «Аэлите». А музыку к нему написала… правильно, Юлия Морозова.
        Творчество Юлии и Ирины со временем становится все интереснее:
        - Я в театре уже давно и помню, как начинали Юля и Ира, - рассказывает заслуженная артистка России Наталья Носова, - Сначала у Юли были песенки незатейливые, но они запоминались. А то, что она сейчас пишет – такая удивительная музыка, мелодия, которая запоминается сразу. Многие композиторы мечтают, чтобы их песни напевали после того как первый раз услышали. Юля обладает таким талантом. Ирина, еще когда работала завлитом, давала мне читать свою прозу, это было в стиле Булгакова. Я сказала: «Ира, это все интересно, но уже вторично…». Потом я увидела ее стихи. Они у нее просто потрясающие. Не навязчивые, не вычурные, а жизненные. В них то, что каждая женщина чувствует в душе.
        Но особая удача Ирины и Юлии – то, что они «подошли» друг другу, совпали во вкусах, во времени.
        - Это здорово, когда композитор находит своего поэта, я бы не хотела работать ни с каким другим поэтом кроме нее, - признается Юлия Морозова, - с Ириной мы сотрудничаем уже 12 лет, и за эти годы она меня ни разу не разочаровала. Напротив, каждый раз радует новыми хитами. Ирина замечательный человек и необыкновенно творческая. Мне кажется, я более земная. А Ирина всегда где-то в высших материях.
        Начинается обычно работа над песней с появления Ирининых стихов.
        - Ее стихи для меня – импульс, - говорит Юлия, - Иногда, читая лирику я сразу «слышу» мелодию. А иногда работа идет месяцами, заставляю Ирину переделывать текст, на что она безропотно соглашается. Работаем мы в основном по телефону, поздними-поздними вечерами.
        Ирина считает свою роль в создании текста ведомой:
        - Юля - это потрясающий талантливый человек, у нее тонкий и точный слух. если выбирать, мое мнение или Юлино, я выбираю ее, я ей верю больше, чем себе. Тем более, что стихи и песни – разные вещи. И «кудрявости» речи в песне не всегда уместны.
        Кроме Юлии и Ирины в создании песен участвует еще один человек - композитор и аранжировщик, завмузчастью томского ТЮЗа Степан Пономарев. Давний хороший друг Юлии, именно он делает аранжировки к ее песням.
        - Степа - аранжировщик от Бога, - считает Наталья Корлякова, - Когда Юля привозит ему свою песню, он настолько вдохновляется этой мелодией, что создает просто уникальные музыкальные произведения. Хорошая мелодия – это хорошая идея. Я счастлива, что меня окружают талантливые люди. Когда вокруг люди обыкновенные, то трудно что-то делать. А когда такой композитор, поэт, драматург, аранжировщик…Я считаю, их работа- это 50 % успеха моих спектаклей. Ведь театр – это творчество коллективное.
        На бенефисе звучало много теплых слов, для подобного действия комплименты – вещь неудивительная. Но артисты утверждают, что дело здесь не в бенефисе.
        - У нас вообще очень хорошо в театре, - считает заслуженный артист России Геннадий Поляков (кстати, одноклассник Ирины Яблоковой), - То, что происходило сегодня на сцене было очень по-домашнему, с большой любовью, с большой нежностью. И не думайте - это не отрепетировано, не придумано, у нас в театре на самом деле такие отношения.
        Признанность Ирины и Юлии в театре не вызывает сомнений. Любят и знают их и во всем Северске. И не только театралы.
        - Недавно я участвовала со своим внуком в детсадовском конкурсе «Веселые нотки», так там дети пели Юлины песни, - рассказывает Наталья Носова, - Я думала, только мы их знаем, а, оказывается, городу они тоже известны. Музыкальные работники в садиках разучивают с детьми именно Юлины песни, это же здорово!
        Хотелось бы верить, что на покорении Северска Юлия и Ирина не остановятся, и впереди будут другие, более масштабные города.
       

"Красное знамя ", 26 октября 2002


Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
обычно легализация документов
кондиционеры