У каждого свой манифест
на главную страницуна главную страницуна страницу театра

19 апреля 2001. Валентина Головчинер. "Выходной", приложение к областной газете "Красное знамя", N 119

У каждого свой манифест

       Случилось мне недавно посмотреть подряд три премьеры:
       в «Скоморохе» («Волшебная лампа Алладина»)
       в Северском Театре для детей и юношества («Гамлет»)
       в ТДТ («Куба, любовь моя"):

       ...В Северске в Театре для детей и юношества неизвестный мне режиссер Вас. Соколов из Абакана поставил «Гамлета». От тех, кто его видел, я слышала, что зрители сидят на сцене, по периметру небольшого бассейна, в котором и у которого все и происходит, - и очень боялась ехать. Эти наши провинциальные изыски! Но спектакль оказался действительно по-настоящему изысканный - театральный, энергетически очень напряженный и шекспировский. Было в нем что-то от архаического ритуала, средневековой мистерии...
       Белоснежная одежда сцены становится экраном, на котором отражаются, бликуют в бесконечном разнообразии переливы воды (художник-постановщик А.Сорокин). В земном оке-окне - бассейне эта вода почти не бывает спокойной - взметают брызги, бороздят, падают в нее, сталкиваясь, выясняя отношения, герои.
       ...В начале спектакля и потом снова и снова Гамлет (Е.Казаков) мучительно зажимает уши, голову: он не хочет слышать, но не может не слышать звуки из другого мира - его преследует плеск воды, крик рождающегося или впервые купаемого ребенка, голос женщины, что-то ласково говорящей ему на каком-то другом - (забытом?) не сегодняшнем - языке...
      Все герои одеты одинаково - блузы и брюки, я бы сказала в «прозодежду», если бы она не была легкой, воздушной, белоснежной. Может быть, они уже «там», в «ином» царстве? Ветка дерева над бассейном висит "вверх ногами», видна только опрокинутая вниз ее верхушка с несколькими яблоками на голых прутьях, знаками утраченного рая... И герои обречены вечно судить себя, пока не поймут, где, в какой момент, в чем, кто мог, должен был поступить по-другому... И «там» они снова и снова «живут» страстями, "проигрывая» свою и чужую жизнь...
       «Умрешь, опять начнешь сначала. И повторится все, как встарь..." Как снова и всегда молоды, полны жизни, как любят друг Друга Клавдий и Гертруда (Г.Поляков, Н.Носова), но как эгоистично и преступно замкнуты на себе... И никто никого не может простить, прервать дурной бесконечности убийств.
      В финале появляется «новый» Гамлет - Лаэрт (А.Беляков), еще более страстно жаждущий найти убийцу своего отца. Как же они заряжены на месть, на убийство, на зло или молча, не замечая его, попустительствуют. И мучительное напряжение мысли Гамлета не может изме- нить направления действия...
       Воздух этого спектакля насыщен озоном, пространство пронизано светом, ангельское пение тут же сидящего хора из семи человек (какого звучания от артистов театра добилась заведующая его музыкальной частью Ю.Морозова! - говорят, репетировали тайно от всех, появились, всех поразив, только на генеральной репетиции) - все это по-своему обеспечивает контрастный фон трагедии.
      ...Мне бы очень хотелось, чтобы этот спектакль увидел такой специалист по сценическим интерпретациям Шекспира как А.Бартошевич, услышать, что бы сказал он...

       Валентина ГОЛОВЧИНЕР, заслуженный работник культуры России, профессор ТГПУ.


"Гамлет""Гамлет""Гамлет"




Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
Секреты букмекеров - букмейкерские конторы. Что лучше экспресс или система?
бош бытовая техника
Быстрое оформление виз: шенгенские.