Тамара Лебедева

Марина Галина

Любовь началась со слез

        Сегодня, 22 марта, день рождения народной артистки России Тамары Павловны Лебедевой. Для многих поколений томичей она была кумиром. Число сыгранных ролей за более чем 40-летнюю творческую жизнь определяется трехзначной цифрой...

        30 марта в музее Театра драмы соберутся те, кто хорошо знал Лебедеву, работал с ней. Соберутся, чтобы отметить некруглую дату. Хозяйка этого музея, Татьяна Линяева, любезно предоставила "ДД" редкие фотографии, ранее нигде не публиковавшиеся. Как свидетельствуют старые снимки, народная артистка, сыгравшая массу главных ролей, с удовольствием и видимым азартом играет в детском спектакле по сказке Паустовского "Перстенек" (премьера состоялась в 1982 году).
        А вот что вспомнила о любимице нескольких поколений томичей Мария Смирнова, завлит театра, автор книги о Т.П.Лебедевой:
        - В Томске Тамара Павловна оказалась вскоре после войны. Как пишут в документах, "по семейным обстоятельствам". Первое впечатление от города было ужасным, знаю об этом из рассказа самой Тамары Павловны. Вокруг неказистого вокзальчика простирался пустырь с огромной лужей посередине. Вдали темнели какие-то развалюхи. Она осмотрелась и заплакала.
        Томская старина сначала показалась ей настолько неправдоподобной, кондовой... Даже возникло ощущение, что она попала не в старый город, а в историю. Прибавьте к этому богатое воображение, хорошее знание русской классической литературы вообще и драматургии Островского, в частности. Кстати, Тамара Павловна была еще и большой поклонницей фантастики, начиная с тех времен, когда эта литература не была столь популярной. Короче, она почувствовала себя улетевшей на машине-времени из своего родного мира... Но, на счастье томичей, коллеги удержали ее от бегства, включили в работу. А уже через несколько лет Лебедева полюбила Томск...

"День добрый", 22 марта 2003 г.

Татьяна Веснина

"Если толк есть, с него не собьешь!"
«Собранье пестрых глав» о Тамаре Павловне Лебедевой писалось сообща

        Итак, хозяйка гостиной "Театральный самовар" Татьяна Линяева поставила самовар, как того требует обычай, заложенный в сентябре прошлого года. И усадила вокруг стола гостей: дочь Тамары Павловны Ольгу Лебедеву, профессора ТГУ, коллег - завлита театра Марию Смирнову, "наследницу по прямой" ролей Лебедевой - заслуженную артистку России Ольгу Мальцеву, заведующего музыкальной частью театра, заслуженного работника культуры Сергея Королева, народного артиста Дмитрия Киржеманова и еще около десятка поклонников театра. В том числе - корреспондента "ДД".
        Повод для разговора, естественно, - день рождения народной любимицы. Форма высказывания - вольная. Первые мазки на "холст" нанесла директор театрального музея Татьяна Линяева, предъявив собравшимся текст роли из спектакля "Самая счастливая" с рисунками Тамары Павловны на полях.
        - Мама всегда рисовала свой персонаж, обдумывая его характер, - уточнила Ольга Борисовна Лебедева.
        Старые фотографии, предложенные Татьяной Линяевой, помогли составить репертуарный список, хоть и не полный. Вот фото 1936 года: Тамара Лебедева, школьница, на сцене Воронежского ТЮЗа играет Марию Мнишек. Первая серьезная роль - за несколько лет до поступления в театр Революции. На снимке с ленинградских гастролей Тамара Павловна шагает рядом с Игорем Горбачевым и Николаем Земцовым. А вот Лебедева в роли королевы Елизаветы.
        - Тамара Павловна была воплощением доброты и сердечности. И вдруг она - Елизавета! Какое перевоплощение! - добавил свой штрих в общий портрет Сергей Королев. В начале 50-х он выходил с Тамарой Лебедевой на сцену.

ЦИТАТНИК "ДД"
"Советы надо давать. Но тому, кто в них нуждается" (Т.П.Лебедева).

        Далее - наша героиня в разных ракурсах и спектаклях. "Домик на окраине", "Самые счастливые", "Бесприданница", "Мы, нижеподписавшиеся", "Птицы нашей молодости", "Прошлым летом в Чулимске"...
        Когда шли эти спектакли, Киржеманов и Мальцева были еще довольно молодыми артистами. За советом приходили к Лебедевой. Вот что вспоминает Ольга Александровна:
        - Перед спектаклем "Птицы нашей молодости", куда я срочно вводилась, подошла к Тамаре Павловне и откровенно призналась, что боюсь страшно и все слова забываю! Поскольку она тоже тяжело вводилась, то мое состояние поняла прекрасно. Успокоила. А когда я вышла на сцену и почувствовала: все, это провал, она нарушила мизансцену (хотя раньше никогда такого не делала). Развернулась ко мне и, глядя мне в глаза, "дирижировала" мной, пока я не произнесла весьтекст. А потом снова развернулась в свою мизансцену.
        - Одна из ее знаменитых фраз: "Если толк есть, с него не собьешь". Это замечание относилось к молодым актерам, которых покритиковали на худсовете, добавила Мария Марковна.

"НЕТ. ДА, НО..."
(Из монолога Ольги Александровны Мальцевой):

        - После Тамары Павловны играть миссис Пайпер было невероятно сложно. Ведь этот спектакль, который шел в театре 23 года, томичи смотрели десятки раз. Я хотела отказаться от роли. Но спектакль был любимым у публики, поэтому вводиться было необходимо. Сначала решили, что я буду играть только на выездах. Но потом пришлось выходить и на родную сцену. Меня всю корежило! Играю и думаю: вот здесь у Лебедевой была реакция зала, а у меня нет... "Раздышалась" я после гастролей в Барнауле, где не висел этот дамоклов меч зрительского знания и узнавания.
        Однажды, в 3-м действии, когда собираются вместе все действующие персонажи, и миссис Пайпер, то есть Тамара Павловна, произносит свою обычную реплику: "Да, но...", - Николая Мохова вдруг "заедает". Он начинает сцену еще раз. Лебедева снова говорит: "Да, но..." А Мохов не может продолжить и снова произносит старый текст. На четвертый раз Лебедева встала и решительно начала: "Нет! Да. Но!" - и взяла текст Мохова. С того спектакля эта фраза "Нет. Да. Но!" стала нашим приветствием перед "Миссис Пайпер".

КОНЕЦ "ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА"
Рассказывает Ольга Борисовна Лебедева:

        - Несмотря на обилие "королевских" ролей, родом мама была из обычной семьи служащих. Но дедушка мамы, который служил по почтовой связи, имел высокий чин и был дворянином. Это было почетное звание, его давали за личные заслуги.
        В Томске большое влияние на маму оказала Елена Александровна Одоевская. Одоевская - это сценический псевдоним последней представительницы древнего рода английских аристократов. Ее настоящая фамилия была Сколон. В свое время бабка Одоевской проиграла все состояние в рулетку. Между прочим, эта история потрясла Достоевского, под ее впечатлением он и написал своего "Игрока".
        В Томске было три места, где жили актеры. На Юрточном, около 12-й школы, находилась "Воронья слободка". Общежитие возле Ушайки - это "На дне". Жилые комнаты там располагались так близко к театру, что можно было в гриме и костюме сбегать домой, навестить детей. "Дворянское гнездо" - на Пионерском. Здесь жила театральная элита: директор, главный режиссер, ведущие актеры. Этот театральный дом - с биографией: двухэтажную деревянную гостиницу для актеров построили еще в середине XIX века (тогда актеры больше одного сезона в городе не задерживались). В нашу бытность в "Дворянском гнезде" проживало 8 семей. Около дома была потрясающая площадка с теннисным кортом, где актеры в хорошую погоду играли в теннис. Праздничным днем в доме всегда был понедельник - законный выходной у артистов. Мама - дома! В этот день собирались друзья. Собирались по очереди - у нас, у Лесниковых или у Аркиных. Но обязательно вместе.
        В начале 90-х актерское общежитие сгорело. "Дворянское гнездо" превратилось в невозвратную историю.

" В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ ГОВОРЮ..."
Вновь - Ольга Борисовна:

        - Да, Тамара Павловна была строга на сцене. Но не на гастролях. Сорок раз сыграть за месяц ту же достопамятную "Миссис Пайпер" и ни разу не ввернуть что-нибудь от себя?! Развлекаться актеры начинали примерно с десятого дня. А во что превращался спектакль к концу этого срока - не выскажешь! Дело чести артиста - в любой текст, особливо если он стихотворный, вставить сакраментальную фразу: "В последний раз тебе говорю!" На заключительный спектакль все актеры идут как в бой. Последний спектакль - это война нервов. Каждый заранее вынашивает замысел своей "ловушки", холит его, лелеет. Это было наслаждение для тех, кто не участвовал в спектакле, но присутствовал при этом: для рабочих сцены, например. Их сочувствие, заинтересованность подогревают тех, кто на сцене. Получалось как бы два зала. Я тоже не раз оказывалась свидетелем актерских розыгрышей (мама меня неоднократно брала на гастроли по реке).
        Помню, возили по реке спектакль "Требуется лжец". Совершенно блистательный спектакль, в котором с мамой играли Аркадий Аркин и Николай Земцов. Там был такой эпизод: Аркадий Аркадьевич по ходу спектакля падал в обморок, и ему подносили пузырек с нюхательной солью. Прежде чем поднести этот пузырек в последний раз, мама открыла его, понюхала, поняла, что там чай, и осторожно, тоненькой струйкой начала ему лить чай в нос. Чего он, как вы понимаете, совершенно не ожидал!
        Кстати, мама очень любила рассказывать театральные анекдоты. И каждый раз превращала это в спектакль, настоящую "корриду". Репертуар у нее был неисчерпаемый! Она вообще не могла долго парить на патетических высотах и немедленно приземляла себя, ситуацию; собеседника какой-нибудь саркастической, немножко злой, но всегда остроумной репликой, цитатой. Для нее было принципиально важно: не достигнуть какого-нибудь из полюсов, а сохранить возможность передвижения от одного к другому.

"День добрый", 19 апреля 2003 г.

Фотографии из архива музея Театра драмы

Тамара Лебедева  и Наталья Юргенс ("Бесприданница")Тамара Лебедева ("Перстенек")Тамара Лебедева ("Перстенек")Тамара Лебедева ("Перстенек")

На главную | | Подписка

 


Главная страница
Реклама:
маз.