Наталья Юргенс

Татьяна Веснина

Разве можно ее позабыть?

Томская «бесприданница» в ушедшем году стала «жинкой Украины»

       Незыблемость правил подтверждают исключения. Рассказ о народной артистке Украины Наталье Юргенс - тот самый случай. Ведь обычно героями рубрики "Дорогие мои земляки" становятся люди, которые живут на Томской земле и работают, так сказать, на ее благо.
        Но исключение для Натальи Никитичны сделано не случайно. Во-первых, потому что Юргенс была-таки томичкой - с 1960 по 1969 год, когда служила в Томском драматическом театре. (Между прочим, уехала она из нашего города в звании заслуженной артистки РСФСР.) Во-вторых, потому что связи с Томском она не порывает, до сих пор поддерживает отношения с томичами. Вернее, с томичом - с Сергеем Александровичем Королевым, заведующим музыкальной частью Томской драмы.

       Собственно, благодаря ее письму Сергею Александровичу и появился повод вспомнить сегодня о замечательной томской актрисе Наталье Юргенс. Незадолго до Нового года Наталья Никитична, ныне народная артистка Украины, которая с 1969 года живет в Мариуполе и играет в русском драматическом театре, сама напомнила о себе. В письме, адресованном Королеву, она сообщала, что в 2002-м удостоилась чести быть включенной в биографическую энциклопедию "Женщины Украины".
        В конверт было вложено и фото, на котором запечатлены жена Сергея Бодрова, мальчик Егор - внук Юргенс, сам Сергей Бодров-младший и Даша Лесникова, актриса и дочь Юргенс. Они снялись в день московской премьеры "Брата-2" (Дарья играла в этом фильме).
        Фотографию Наталья Никитична послала, чтобы Сергей Александрович, ее давний друг, посмотрел и порадовался, какой замечательный внук у нее растет. И как похорошела Дашка, ее с Георгием Лесниковым дочь, которая стала талантливой актрисой, снимается в кино, играет в молодежном театре на Фонтанке в Санкт-Петербурге. А само письмо написала на ксерокопии статьи о себе... Статья, кстати, посвящена 70-летнему юбилею Натальи Юргенс и написана незадолго до бенефиса актрисы. Начинается материал так: "Ее знает вся Украина, ее помнят десятки городов России, ее талант по сей день покоряет сердца...".
        Среди этих десятков российских городов есть и Томск. И есть" еще в нашем городе люди, которые помнят Наташеньку Юргенс. Вспоминают о ней с теплотой, нежностью, граничащей с восторгом и даже легкой грустью: мол, с тех самых пор томская сцена не знала больше такой лирической героини. Потому-то Сергей Королев и согласился опубликовать личную почту, "чтобы наши театралы тоже порадовались за успехи бывшей томички".
        Письмо мы приводим почти дословно:
       "Дорогой Сергей Александрович! Ну, Вы молодец! Я уж думала, что театр унесло ураганом - и все! Клерочка умерла. А Долматова Людочка еще работает или уехала? Аркадий Аркадьевич? Как он себя чувствует? Как там бывшие девочки? Непорожнева, она уже зрелая дама? Как Юлечка Ратомская? Хоть бы она переписала сказку на пленку и мне бы прислала. Уж как бы я была благодарна ей! Мое радио включено на Россию: слушаю Москву, Санкт-Петербург, Краснодар и Майкоп. Меня тут балуют. Я попала в биографический справочник "Женщины Украины". В справочнике - княгиня Ольга, Леся Украинка, Зеньковецкая и много-много других дам, всего 2500. Но это мало на всю Украину. Дети наши молодцом. Целую. Юргенс".
        Нетрудно догадаться, что письма из Сибири дольше преодолевают государственные границы, чем радиопередачи из Москвы. Наверное, ответ будет грустный, ведь придется сообщить, что нет в живых Аркадия Аркина, что Людмила Долматова болеет, а Галина Федоровна Непорожнева сидит без ролей...
        Однако вернемся к судьбе самой Юргенс. Ее историю можно рассказать как волшебную сказку про Золушку, которая свое счастье и принца нашла на Сибирской земле. Нет, злой мачехи у Наташеньки Юргенс не было. Если не считать мачехой войну. 9-летняя девочка пережила все ужасы ленинградской блокады. По Дороге жизни ее вместе с мамой эвакуировали в Ленинабад. Именно в этом городе она впервые вышла на сцену Таджикского театра оперы и балета.
        Юная, хрупкая красавица, правнучка видного ученого, основоположника металловедения Дмитрия Чернова, с тем же упорством и с той же страстью крутила фуэте, с какой ее прадед искал свою "огненною точку" - точку плавлений металла... Бог щедро наградил талантами Наташу Юргенс. Кроме потрясающей пластики, она обладала и великолепным голосом, и сильным драматическим дарованием. Она будто создана была для музыкального театра.
        - На "почтовом" только что открылся Театр оперетты, когда туда приехала молодая актриса Наталья Юргенс, - рассказывает Сергей Королев. - Приехала не одна - с мужем и маленьким сыном. В это же время в труппу пришел молодой красавец Георгий Лесников, выпускник Свердловского театрального училища. Они репетировали, а потом играли спектакль, где их герои влюбляются. Сильное, ураганное чувство вспыхнуло и между актерами...
        Тот спектакль, можно сказать, стал репетицией их семейного счастья. Юргенс ушла от мужа, взяв сына. Лесников развелся с первой женой. И получилась новая архиартистичная, архиталантливая пара. А в 1960 году Томский драматический театр "ограбил" своего молодого соседа - будущий Северск. Оттуда ушли сразу четыре замечательных артиста - Наталья Юргенс и Георгий Лесников, Александр и Ася Ратомские.
        Вернее, они не "ушли из...", а "пришли к..." Пришли они к Илье Колтынюку, который в начале 60-х был главным режиссером областного театра драмы.
        Московский критик Виктор Калиш в книге "Театральная вертикаль" назвал время режиссерства Колтынюка "первым заметным взлетом Томской драмы". Практически все спектакли Ильи Борисовича тогда шли по разряду новаторских. Но главный режиссерский талант Колтынюка заключался в том, что он умел раскрывать актерские дарования. В Наталье Юргенс он увидел Ларису Огудалову, а до этого - Клею (ради Клеи - Юргенс и была затеяна постановка "Эзопа").
        "Главной победительницей "Иркутской истории" стала Наталья Юргенс, сыгравшая роль Вальки-дешевки, превращающейся по ходу действия в расправившую плечи и шагнувшую в новую жизнь славную и красивую Валентину Актриса пленила зрителей не только сценическим мастерством, но и бесконечным, удивительным обаянием. Отличавшим впоследствии и все созданные ею образы", - такой запомнил Наталью Никитичну известный томич Владимир Суздальский.
        Бесспорно, самой большой удачей Юргенс в томский период стала роль Ларисы Огудаловой в "Бесприданнице". "Многие говорили, что Наталья Юргенс играла хорошо, потому что в ней звучала обезоруживающая искренность, безупречная чистая интонация, - напишет позже московский критик, - Кому-то казалось, что она слишком тонка, слишком аристократична, но это могла быть тайна ее внутренней жизни...
        - Когда готовился этот спектакль, Илья Борисович Колгынюк попросил меня написать специально для Ларисы - Юргенс романс, - продолжает вспоминать Сергей Королев. - Я удивился. Ведь существовал уже романс "Будь ты моею", который пела Огудалова в известном фильме! Но Колтынюк настаивал, и я написал романс на слова Фета "Не говорите мне о нем". У Наташеньки был замечательный голос, она ведь вокалистка, окончила Ташкентское музыкальное училище Всякий раз, когда она пела романс, слезы обильно текли из ее глаз. И вместе с Ларисой Огудаловой плакал весь зал...
        Зрители плакали и на "Варшавской мелодии", где играли вдвоем Юргенс и Лесников. Этот спектакль, родившийся на гастролях в Кургане, стал их прощанием с Томском. Когда город узнал, что они играют в последний раз, в зале случился переаншлаг. Все бесконечно жалели, что такая красивая пара уезжает. Поговаривали, что у нового "главного" Бориса Дубенского не сложились отношения с Юргенс... Но главное было то, что они уезжали.
        Да, два заслуженных артиста России отправлялись в чужой город, но к бывшему томичу - Александру Утеганову, очень мягкому и чуткому человеку и хорошему режиссеру. К тому времени в Мариупольском русском драматическом театре работали уже восемь актеров, которые когда-то играли на томских подмостках. Юргенс и Лесников привезли с собой готовый спектакль "Варшавская мелодия".
        В Мариуполе репертуарный список Натальи Юргенс пополнился ролями, о которых мечтает каждая драматическая актриса, - Кручинина в "Без вины виноватых", Васса в "Вассе Железновой", Матрена во "Власти тьмы", Настасья Филипповна в "Идиоте", Медея в "Медее". В свой 70-летний юбилей народная артистка Украины и заслуженная артистка России сыграла роль матери в "Рождественской сказке" по пьесе Н.Птушкиной "Пока она умирала". Юбилейная статья, посвященная Наталье Юргенс, называлась "Разве можно ее не любить?". Мы же можем сказать: "Разве можно ее позабыть?".

"День добрый", 4 января 2003 г.

Клик для получения большого фото

Наталья Юргенс (фото из архива ТДТ)Наталья ЮргенсНаталья Юргенс и Тамара Лебедева ("Бесприданница")

На главную | | Подписка

 


Главная страница
Реклама:
ноутбуки inspiron