Сны, воплощенные на сцене

Наталья Бабенко

Сны, воплощенные на сцене

       Благодаря Ярославу Федоришину томичи увидели принципиально новый театр. Это театр элитарный, он будет принят и понят далеко не каждым. Спектакли Ярослава Федоришина очень сложны для восприятия, они требуют от зрителя сотворчества, напряженной работы мысли.
       И вместе с тем его театр очень зрелищен. Текст не уходит на второй план, но равноправно сосуществует с выразительнейшей пластикой актеров, яркой световой партитурой. "Горные великаны" разворачиваются в яркую, феерическую фантасмагорию. Экзистенциальная проблематика "Дороги в Дамаск" потребовала от режиссера более сдержанной цветовой палитры, что, однако, не сделало спектакль менее зрелищным.

       СПРАВКА: Ярослав Васильевич Федоришин - выпускник ГИТИСа, основатель, главный режиссер, директор и художественный руководитель Львовского драматического театра "Воскрешение". Также является арт-директором фестиваля "Золотой лев", проходящего на базе "Воскрешения". Участник Эдинбургского, Голландского Берлинского и других театральных фестивалей. Приехал в Томск по приглашению директора Томского драматического театра Геннадия Сокурова и главного режиссера театра Юрия Пахомова. В нашем городе Ярославом Федоришиным были поставлены спектакли, в основу которых легли пьеса Л.Пиранделло "Горные великаны" и трилогия А.Стриндберга "Дорога в Дамаск". До сих пор эти произведения не ставились на российской сцене.

        - Почему вы согласились поработать с коллективом Томского драматического театра?
       - В первую очередь, я хотел помочь главному режиссеру театра Юрию Пахомову и директору Геннадию Сокурову в их начинаниях.
       Юрию Пахомову, с которым я работал во Львове, я даже как-то давно пообещал, что, когда он станет главным режиссером, я поставлю в его театре несколько спектаклей. Сейчас это удалось осуществить.
       - Два спектакля - это уже несколько. И все же это не так уж много. Вы не планируете продолжить сотрудничество с Томском?
       - Бог любит троицу, а я очень религиозный человек. У меня есть приглашение театра поставить здесь какой-то классический спектакль. Посмотрим. Возможно, в следующем году я поставлю здесь Чехова, Гоголя или Островского.
       - Ваши спектакли достаточно сложны для восприятия. Вы не боитесь, что зритель их не примет?
       - Я никогда этого не боюсь. Я намеренно делаю спектакли не для всякого зрителя. В своих спектаклях я пытался высказывать какие-то свои мысли посредством тех авторов, которых я поставил.
       Искусство, которое я предлагаю, это искусство не для всех. И поэтому я понимаю, что с моих спектаклей люди могут уходить, не понимать их. И это их проблемы. Потому что искусство не существует для народа, это придумали социалисты. Оно существует само по себе.
       И еще... Меня очень просили поставить спектакли, которые могли бы участвовать и выигрывать в различных фестивалях, и то, что будет интересно именно ТЕАТРАЛЬНОМУ зрителю.
       - У ваших спектаклей очень интересное сценографическое решение. Как у вас рождается концептуальная идея будущего спектакля?
       - Это сложно. Что-то мне снится... Я вообще работаю не от сознания, а от подсознания, а потому ввожу эстетский стиль. Я надеюсь, что не испортил театральный вкус томского зрителя. Возможно, зрители чего-то и не понимают, но ведь произведения, которые легли в основу моих постановок, очень сложны.
       Я живу не по горизонтали, а по вертикали, понимаете... Мое прошлое не остается за моими плечами, оно за моей головой. Это соизмерение мира в другой ипостаси. Это другое световидение и светочувствование. Этот мир существует по другим законам. Если кому-то еще этот мир будет интересен, то я буду счастлив.
       - Мне кажется, ваши спектакли настолько глубоки, что для того, чтобы их понять, недостаточно единственного просмотра. Каждый раз зритель будет открывать все новые смыслы...
       - Это действительно так. Театр всегда должен быть "сегодня". Театр строится на человеческой энергии артистов, на энергии, которую оставляет режиссер. И как невозможно зафиксировать каждодневные биотоки вашей крови, так невозможно и что-то зафиксировать на сцене, повторить это "завтра". Поэтому для меня спектакль каждый день умирает, - для того, чтобы в следующий раз родиться с немного другим видением. И вы всегда будете открывать в этих спектаклях что-то новое. Я стараюсь построить работу с актерами так, чтобы они обязательно об этом помнили. Самое важное для меня в театре, - отучить от системы фиксирования.
       - Каким вы увидели томского зрителя?
       - Мне кажется, что у вас в городе очень театральная публика. Это не значит, что она понимает или не понимает мои спектакли, ведь каждый человек выбирает для себя тот театр, который он готов воспринять в данное время. Поэтому всегда будут существовать разные театры и спектакли.
       - Ваши впечатления о работе в Томске.
       - Мне очень нравится Томск своей исторической атмосферой и очень хорошей энергетикой. У меня остались очень светлые впечатления о работе здесь. Мне очень повезло с актерами. Я интуитивно назначил на роли в своих постановках людей, с которыми у меня образовался очень хороший контакт. От этого всегда выигрывает театральный спектакль
.


Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница