Сцена №7: невеселые картинки

Татьяна Веснина

Сцена №7: невеселые картинки

        Николай Коляда "Бенефис".
        Томский театр драмы. Режиссер Жанна Хмель, художник Дмитрий Гребенкин

        Ленин указывал путь в одном направлении. Автобусы и троллейбусы ехали в другом. Мимо новенькой часовни с ангелом на куполе. Мимо памятника вождю. Машины ехали, горожане спешили. Заснеженный проспект терялся где-то за горизонтом.

       Эта картинка не сходит с экрана, что висит в глубине сцены тeaтpa драмы, на протяжении почти всего спектакля "Сцена N 7", Рассаживаются зрители в зале - машины едут. Выходит актер Евгений Долгашов в костюме зайчика, выводит на поводке свою Душу - Юрия Татаренко... У Души перевязана полотенцем голова - видно, болеет она с перепоя. А "за окном" снег идет, машины едут... Стареющий и спивающийся актер Аристарх Чернов ругает "одевальщиц", которые забыли про него, обвиняет директора театра, жалуется на свою одинокую, несчастную, без славы и денег, жизнь, тут же принимается читать монологи Лира и рассуждая о высоком искусстве. А машины все едут, горожане спешат, снег идет, жизнь совершает очередной виток.
       В пьесе Николая Коляды "Бенефис", которая легла в основу спектакля, герой умирает. Режиссер Жанна Хмель не ставит последнюю точку в биографии Аристарха Чернова. Она дарит ему возможность вместе со своим Ангелом-Отражением начать новую жизнь в театре, картинки которого хранятся у Чернова в портфеле. Кстати, и Душу-Ангела-Отражение тоже выдумала режиссер-постановщик. Она же "смонтировала" шекспировскую трагедию с текстом Коляды. В этом классическом преломлении главная тема спектакля - одиночество актера, величие и конечность его жизни - звучит трагикомично. Лир в костюме зайчика: (смешно или грустно? Но музыка, звучащая в финале, акцент делает все-таки на трагедии.
       Ход с видеокартинкой, который предложил художник-постановщик Дмитрий Гребенкин, усилил "документальность" биографии героя. Жизнь "за окном" постоянно сопоставляешь с жизнью на сцене. Крупный план - когда Юрий Татаренко с помощью камеры приближает лицо главного героя к зрителям (как символично: Душа обнажает душу!)-почти стирает грань между актером и - персонажем. Кажется поэтому ждешь от заслуженного артиста России искренности чувств, эмоций на пределе. Ты готов плакать над его судьбой, но увы...
       Актер не оставляет на сцене нервы, как проповедует его герой. Броня из штампов мешает живой эмоции прорваться наружу, уйти со сцены в зал. И что же должно отражать Отражение? Конечно, в спектакле возникают "петельки-крючочки" между исполнителями. И все-таки катарсис не происходит. Из театра выходишь без потрясения. Едешь домой, а за окном-Ленин, часовня, тающий в снежной дымке проспект...

"День добрый", 1 февраля 2003 г.



Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2003 Андрей Киселев


Главная страница