"Сцена" об актерах

Мария Симонова

"Сцена" об актерах

        Николай Коляда "Бенефис".
        Томский театр драмы. Режиссер Жанна Хмель, художник Дмитрий Гребенкин

        В "Сцене № 7" - новом спектакле, появившемся в томской драме, речь идет о том, что близко всем артистам, да и любящим театр зрителям, - жизни, судьбе актера.
         Постановщик спектакля, московский режиссер Жанна Хмель приехала в Томск, поскольку узнала, что здесь есть актер, которому эта работа близка, интересна.
         Заслуженный артист России Евгений Долгашов знал пьесу Николая Коляды "Бенефис" давно. Он познакомился с Николаем в конце семидесятых в доме отдыха под Петербургом. Коляда рассказал тогда, что написал для своего друга-актера из Екатеринбурга пьесу-бенефис. Любящий моноспектакли, Долгашов попросил прислать ему пьесу. Но "Сцена № 7" существенно отличается от текста "Бенефиса": в спектакль вошли также стихи, монологи из "Трех сестер" Чехова и "Короля Лира" Шекспира. Появился и еще один герой - отражение, душа актера Аристарха Чернова, эту роль сыграл Юрий Татаренко.
         - Должен был быть моноспектакль, но это скучно все время смотреть на одного актера, - рассказывает Евгений Долгашов. - Мы решили попробовать "добавить" мое отражение, прошлое, он переживает, плачет, помнит, как я был молодым, как зрители у меня автографы брали... И видит, во что я сейчас превратился, к шестидесяти годам. Этот ход мне очень нравится.
         "Сцена № 7"- это то, что сама жизнь, то, что происходит с актером в гримерке, когда сыграна пьеса из шести действий. Судьба героя, Аристарха Чернова, типична для провинциального актера. Позади работа во многих маленьких, малоизвестных городках, успех давно прошел, семьи, дома нет, зарплата - гроши, которые идут на водку. Роли достаются самые мелкие, хотя мечтает-то он совсем о другом. Контраст между действительностью и желаниями показан в спектакле сразу и очень наглядно: Аристарх появляется в костюме зайчика, и именно в нем он читает монологи короля Лира, которого мечтает сыграть. Интересный момент в оформлении сцены (художник спектакля Дмитрий Гребенкин) - большой экран, он выступает в роли "окна", показывается площадь Ленина - реальный вид из окна драматического театра. На этом же экране два раза дается в живой съемке крупный план Аристарха, читающего монологи. Сама сцена выдержана в контрастных, бело-черных цветах. Белая половина предоставлена актеру, а на темной находится его душа.
         - Темная половина - оттого, что чужая душа - потемки, - поясняет Юрий Татаренко. - И я играю так, чтобы душу захотелось вытащить на белый свет и посмотреть, что она переживает, ее беспокоит пьянство, постоянное бездушие, она истощена до крайней степени.
         Душа обладает крыльями, "наличие", ощущение которых очень важно для актера. В самые напряженные моменты, когда душа готова улететь, крылья снимаются, "Душа" не дает актеру окончательно поставить на себе крест, она же подыгрывает ему, выступая в роли всех трех дочерей короля Лира. Но играют они, стоя на двух отдельных фрагментах помоста, соединение которых происходит только в финале. Но непонятно, где произошло это слияние с душою - на земле или уже на небе.
         Спектакль получился эмоциональным. Главное, что происходящее на сцене задевает чувства зрителя. Аристарха действительно жалко и когда он переживает из-за того, что к нему забыли прийти за костюмом театральные одевальщицы, и когда он говорит о своей унылой жизни. Наверное, "Сцена № 7" оказалась близка, во многом "попала в десятку" театра драмы, переживающему сейчас не лучшие времена. И декорации с реальным видом из окон именно этого театра здесь очень не случайны.
         От финала же остается двоякое ощущение. С одной стороны, герой задумался, захотел переродиться, изменить свою жизнь. Ему явился "черный человек" и пообещал дать театр, где сам Аристарх будет директором, главным режиссером и завлитом. С другой стороны, ожидание этого театра шестидесятилетним актером уже безнадежно опоздало.

"Выходной", 11 января 2003 г.



Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев


Главная страница
Реклама:
уроки актёрского мастерства