Семейный портрет без постороннего (А.Узденский)
на главную страницуна главную страницуна страницу театра

Журнал "Люди дела" №23, февраль 2002
/www.ludidela.ru/0202/0202-37-27.html

Яна Колесинская

Семейный портрет без постороннего

23 и 24 февраля в театре "Старый дом" - бенефис народного артиста РФ Анатолия Узденского, посвященный двойной дате: 50-летию со дня рождения и 20-летию работы на сцене "Старого дома". Его режиссерский бенефис состоялся чуть раньше. В Томском областном театре драмы в конце прошлого года Узденский осуществил постановку спектакля "Семейный портрет с посторонним". Это не просто перенос новосибирского спектакля, который Узденский поставил лет десять назад в "Старом доме" и который до сих пор собирает полные залы. Премьера состоялась именно там и тогда, где и когда оказалась нужнее всего...

Пролог: и вновь я посетил…

70-е годы протекали чудно: азарт молодости, надежды на славу, неподкупное актерское братство. Теперь - ностальгия и воспоминания. Давний спектакль томской драмы "Женитьба", где Узденский сыграл Жевакина, не остался ни на кассетах, ни в статьях критиков. Легенду творят коллеги, которые помнят жесты его героя, ужимки, хохмы, атмосферу сцены. Он приехал через много лет - и попал в раскрытые объятия. Народный артист России Владимир Варенцов поднял на премьерном банкете тост в честь давнего друга: "Толик потому так успешно работает в Новосибирске, что закваска у него томская. Мы вквасили, влили в него талант по капле!"

Дмитрий Киржеманов, тоже народный артист, уж 25 лет при каждом удобном случае рассказывает свою любимую фишку. Как собрались они в баню, запаслись вениками, чекушкой, все честь по чести, ждут автобуса. "Мужики, вы куда?" - спрашивают их на остановке, явно завидуя счастливым лицам. "Узду парить!" - гордо восклицают мужики, хозяева жизни и легкого пара. "Он для меня не Ефимыч и даже не Толька, - доверительно сообщил Киржеманов. - Он для меня всегда был Узда!"

Теперь "Узде" предстояло попарить их - выхлестать въевшуюся в актерские поры рутину, злобу, обиду. Пару поддавал репертуар "Старого дома", где Узденский занят плотнее прочих: сегодня репетиция в Томске, завтра игра в Новосибирске!

Действие первое: то пожар, то наводненье

Ирония судьбы в том, что Узденский приехал в Томск повидать друзей. А попал на похороны. Прощались с директором театра Моисеем Мучником. Театр остался вообще без руководства. Главный режиссер в конце прошлого сезона расплевался на все четыре стороны, заявив на прощание, что этот театр умереть не может, потому что он и так мертвый. "Ну-ну, - процедили сквозь зубы отвергнутые артисты, - не было города, где бы хоть один человек сказал бы про этого режиссера доброе слово". В Новосибирске бы это подтвердили. Осенняя премьера Бориса Цейтлина "Летят журавли" стала для "Красного факела" шагом назад…

Двойное сиротство томской драмы еще более обострило проблемы разбалансированной, растренированной труппы. Актеры, отвыкшие от творческого поиска, потерявшие вкус к работе, печальной шуткой ответили мне на вопрос, почему премьера дается всего один вечер: "Так ведь на следующий день все с похмелья будут, играть не смогут". Казалось, последний ангел покинул храм искусства. Едва Узденский приступил к репетициям "Портрета", как в театре случился пожар. Источник возгорания первыми обнаружили не пожарные, а театральная собачонка Стружка. Потом замкнуло электропроводку, неделю сидели без света, репетировали до наступления сумерек без выхода на сцену. "Я был в дикой панике, - поведал Узденский, - завтра премьера, но ничего не готово. Как будем играть?!"

Победила дружба. И. о. директора театра Александр Ланговой сделал все, чтобы новосибирскому другу работалось комфортно. Комфорт получился для всех. Артист Андрей Сидоров все мне объяснил: "Узденский приехал - и привез с собой "я вас люблю". Если улитку бить по голове, она спрячется, и никогда больше ее не увидят. А тут улитка высунулась вся!" Теперь все актеры повторяют слова Узденского, выдавая за свои: "Спектакли надо ставить не для фестивалей и амбиций. Спектакли надо ставить для людей". Кто бы спорил!

Антракт: сеанс психотерапии

Вовсе не собираюсь утверждать, что Узденский сделал великий художественный рывок. Пьеса Степана Лобозерова - не то, с чем можно войти в миллениум. Эту простенькую комедию положений ставят во многих театрах в расчете на кассу. В "Старом доме" вот уж десяток лет оправдывается тот расчет. Действие строится на анекдотической ситуации: ревнивец Мишка объявляет семье Таньки, что квартирант Витька недавно вышел из дурдома, а Витьке, в свою очередь, то же самое врет про хозяев. Люди, принимая друг друга за сумасшедших, все больше начинают быть на них похожими. Но доброта и душевность оказываются сильнее подозрительности и страха. В финале все друг друга любят и сидят за одним столом.

Узденский увидел в этой пьесе психологическую комедию. Через анекдот он стремился выявить взаимоотношения людей, у которых много работы и мало радости. Он объяснял актерам, что на сцене должно веять драмой, перерастающей в трагедию. Героям "Портрета" не до шуток. Насколько серьезно все происходит на сцене, настолько смешно залу. И оказалось, что сегодня, когда простые, искренние отношения отступают под натиском нового века, нужен именно такой спектакль.

"Давно не было такого: приходишь на репетицию - и знаешь, что тебя не обидят!" - отозвалась прима театра Валентина Бекетова. Актеры стряхнули оцепенение, зашевелились, ожили. Владимир Варенцов, произнося заученную реплику пьесы "каша у бабки пересоленная", тут же ляпнул: "Влюбилась бабка!" И реприза готова! Этот вредный человек утверждал, что лет 20 гармошку в руки не брал, - и сделал своего Тимофея первым парнем на деревне. А чем еще развлекаться человеку с загипсованной ногой, если ему не дают ни костылей, ни выпить? Исполнитель второго состава Григорий Зубарев вообще никогда не брал гармошку и был вынужден с утра до вечера разучивать аккорды, готовить репертуар для Тимофея. Андрей Сидоров развил придуманный новосибирцами бабкин сон, сделав его хитом сезона. Его герой становится персонажем ужастиков и готов всех растерзать и съесть. Зловещий танец достигает кульминации, когда под завывания Витаса Витек вгрызается в хозяйскую колбасу. "Кто ваш педагог по пластике?" - спросила я его и попала в точку. Сидоров сам преподает пластику в колледже культуры и в спектакле дождался своего звездного часа. А где шла пробуксовка, на сцену выбегал Узденский и осуществлял уморительные показы. Есть в актерской режиссуре своя прелесть - поставленные перед актерами задачи ясны, достижимы, диктуются исходя из актерской природы. Впрочем, особо именитые могли позволить себе капризы: почему бы не поругаться со своими?

- За последние годы он вряд ли встречал актера вреднее, чем я! - похвастался Варенцов. - На репетиции люблю опаздывать. Знаете, в Александринке были такие гении, Меркурьев и Симонов. Меркурьев приходил в театр за четыре часа до спектакля, основательно готовился, а Симонов являлся за минуту, едва успевал отдышаться - и на сцену. Играл гениально! Так и я: "Ну, че ты нас вызвал? Целых десять минут до звонка еще!" А вообще, сейчас начнется репетиция, так вы обратите внимание: пустыня, никого вокруг, и лишь стоят два столпа, два гиганта - из Новониколаевска и Сибирских Афин. Ну как, пробирает?

Похихикав над хохмами Варенцова, я ощутила в себе стойкое предчувствие удачной премьеры.

Действие второе: приятного аппетита!

Одна несправедливость все же приключилась. Дело в том, что вкусная еда - залог успеха спектакля. Герои все второе действие отмечают именины Тимофея, смачно выпивают и закусывают. Реквизитор Нина Николаевна на этот раз не могла допустить бутафорской еды. Картошечку, салатики - все готовила сама, приносила на каждую репетицию вкусненькое, свеженькое. Узденский за своим режиссерским столиком глотал слюнки и выкуривал повышенную дозу "Золотой Явы". Но удерживался от трапезы в убеждении: художник должен быть голодным.

Только водка на репетициях и в спектакле была ненастоящая. Не паленая, конечно, а замененная водой. Но и такое наличие вызывало бурю ассоциаций, озвученных актерами после премьеры. Варенцов рассказал, вернее, показал ряд винно-водочных анекдотов, присовокупил к ним истории из советского антиалкогольного прошлого, но тост выпивать не стал, сославшись на руль. Зато, говорит, у него в гараже припасена бутылочка беленькой и свежая морковка. "Называется мой гараж "Ресторан Поршень", и не все там бывают", - осведомил он на прощание с величайшим чувством собственного достоинства.

Занавес: нет ли у вас лишнего билетика?

Актеры давно высказывали опасения, что если так будет продолжаться, то театр потеряет последнего зрителя. Накануне премьеры проницательный фотокор Сергей Захаров вынес резюме: "Ребята, это же хит сезона, вот увидите!" И увидели. Актеры были ошеломлены обрушившимся на них успехом. Весь спектакль им пришлось пережидать на паузах всплески хохота. "Если вы мне костыли с именинами не сделаете, я вам тут этим гипсом все переколочу!" - грозился Тимофей - зал выпадал в осадок. Пошла фонограмма Витаса с поеданием колбасы - зал выл от восторга. Едва начались финальные поклоны - публика вскочила и разверзлась овациями, переходящими в неистовство. Театр выдвигает этот спектакль как лучшую премьеру сезона на региональный фестиваль "Сибирский транзит".

Завлит Мария Смирнова работает в томской драме черт знает сколько лет. Она могла бы сказать: режиссеры и директора приходят и уходят, а я остаюсь.

А сказала вот что:

- Без главного режиссера и директора в театре возникло состояние раздора, разброда. Много сил и нервов уходило на посторонние вещи. И вот стало по-человечески тепло. Режиссер Узденский и драматург Лобозеров совпадают по мировоззрению, им обоим присуща человеческая интонация. Высшим искусством этот спектакль не назовешь, а сердце радуется. Даже я, человек, насквозь испорченный театром, получила кайф.

Теперь в Томском театре драмы есть и новый директор, и новый главный режиссер. Еще есть спектакль, который полюбили все. Говорят, на бенефис Узденского в "Старом доме" приедут артисты из Томска. Вот и растянули бенефис на два вечера, чтобы зал смог вместить всех желающих - и местных, и приезжих…

режиссер Анатолий Узденский



Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
ужин с придурками
Игрушки роботы животные. Новые роботы игрушки. Игрушки конструкторы роботы.