Борис Цейтлин приходит в Томск с ангелом
на главную страницуна главную страницу

Оксана Побережная. 29 июня 2000.

Борис Цейтлин приходит в Томск с ангелом

Несколько месяцев томичи ожидали прихода ангела в Вавилон. И вот свершилось. Немногие счастливчики, которым удалось купить билеты, число которых было ограничено, а также томским бомонд явились на премьеру. Зрители входили в зал, как в пещеру, под сводом из натянутого тента. Зал и сцена были превращены в один туннель, который уходил вверх, в звездное небо. Примерно треть зрительских мест от этих инноваций терялась, так что премьерная публика оказа- лась в теплой камерной обстановке.

Дисциплинированные зрители по просьбе распорядителей вставали и покидали зал после каждого действия (их было три - не зрителя, а действия). Осторожные зрители упорно не реагировали на двусмысленные реплики нового царя Вавилона в исполнении Ильи Гваракидзе о том, что он десять лет был подставкой для ног у старого царя, а сейчас хочет изменить "социальный строй" (это было второе по частоте словосочетание в постановке после "небес").

Перед первым действием я не успела купить программку. Всем советую поступить так же, потому что аттракцион узнавания артистов, нещадно загримированных под лысых вавилонян в экстравагантных костюмах, не сравнишь ни с чем. Так же, как и костюмы. Думаю, еще долго в воспаленном мозгу многих зрителей как мужского, так и женского пола будет проплывать костюм Евы Виктора Антонова, который играл гетеру Табтум (и это не самое страшное имя из всего спектакля). И как потом нищий Акки прикасался к определенным частям этого костюма - заводная была сцена. Потом, хвала небесам, большая часть мужского населения Вавилона переоделась и предстала этакими "Men in black" с усами, длиннее, чем у Scatmana. Декорации, костюмы, свет и бутафория (настоящий кусок мяса, представляете?) были великолепны. Так и вижу берег Евфрата, где сидит крылатый ангел небесный с юной девушкой, и на ее бритой голове играет свет звезд.

Завязка действия напоминает "Пятый элемент": совершенное существо, созданное из ничего, послано на землю к ничтожнейшему из смертных. В сопровождении Ангела. Потому, собственно, он и приходит в Вавилон. "Само совершенство" - это чистая и светловолосая девуш- ка Курруби, которую играет Ольга Герасимова. В нее влюбляется весь Вавилон. А вот длинное непроизносимое имя оказывается не у нее, а у ее возлюбленного, нищего из Ниневии, который на самом деле - царь Вавилона Навуходоносор (тоже с разбегу не произнесешь). Но тот не догадался сократить свой ниневий- ский псевдоним до какого-нибудь "Лилу", потому так и остался в памяти народа "нищим из Ниневии". Как говорил Райкин, "он любит ее, она любит Маяковского, а комбинат сдадут досрочно". Она любит его. А он любит трон. И ее. Но трон тоже. И она уходит с нищим Акки, которого она любит как отца, искать своего нищего из Ниневии, которого она потеряла. Все это называется "фрагментарной комедией". Но нас в России давно приучили к тому, что слова "поэма" и "комедия" нельзя понимать буквально. В данном случае, как мне кажется, имелась в виду сказка. А точнее, притча.

Как говорил Райкин, "новая метла метет проницательнее. У нее свежий взгляд". Но, кажется, у нового главного режиссера Театра драмы Бориса Цейтлина глаз "замылился" после всех просмотренных им спектаклей в прошлом сезоне. Потому что актеры, кроме лысых голов, показали нам мало нового. И даже более того - показали много старого. Когда кажется, креститься надо. Так вот, я крестилась беспрерывно в сторону новопостроенной церкви. Мне все время казалось, что я вижу призраки других спектаклей. Когда Андрей Сидоров заговорил словами Перчика из "Поминальной молитвы", я подумала - случайность. Когда Валерий Козловский вышел на сцену со своим неподражаемым еврейским акцентом из той же "Поминальной молитвы", я подумала - совпадение. Но когда Сидоров вскочил на стол точно так же, как на телегу в "Поминальной молитве", которая стояла на том же месте, и произнес пламенную революционную речь, я уже и не знала, что думать.

Илья Гваракидзе душил-душил Романа Чехонадского в "От мира к Антимиру и обратно", но, видимо, недодушил и занимается этим и в "Ангеле". Перед третьим действием Илья сидит на сцене, в то время как зрители входят в зал, и глядит в пустоту. Ему там явно не хватает телевизора из "Жестоких игр", который Кай смотрел перед началом действия. Гваракидзе, исполнитель главной роли, блистал. белым одеянием. Вы видели когда-нибудь Питера Пэна на царском троне? А мне довелось. А также довелось отсмотреть неотвратимые акробатические номера, услышать крик, в котором тонут слова, и, ко- нечно, разговор шепотом внутрь себя - все, чем Илья нас радует уже который сезон.

Ирина Шишлянниковв в роли Ангела была юморная, чудаковатая и трогательная, впрочем, как всегда. Глоток свежего воздуха в это царство привидений принес Владимир Варенцов. Мастерски - вот слово, которое описывает то, как он говорит, двигается и ест на сцене - он ел настоящий суп! Виртуозно ел, одновременно творя образ палача, который пришел исполнить свой служебный долг по отношению к нищему Акки в исполнении Александра Буреева - такому горьковскому босяку с налетом Джека Николсона из "Беспечного ездока".

В комедии не бывает такой неживой игры. Прокламационные высказывания персонажей делают спектакль похожим на вывеску листовок или учебник для воскресной школы. Это не сказка, потому что в сказках нас захватывает сюжет, а в притче мы ищем мудрость. Это не притча. Очевидность раскрываемых в спектакле истин, что любовь должна быть настоящей, что "блаженны нищие", а Бог всемилостив и непознаваем, наводит на мысль, что эти истины здесь - не главное. Спектакль похож на хороший добрый пластилиновый мультфильм. Если смотреть на него с этой точки зрения, то многое становится понятным. Смысл в красоте, а красота - в смене пластичных форм и красок. Красота в энергии Ильи, в гордой осанке Александра Буреева, в - хрупкости Ольги Герасимовой. Красота в танце черных мужчин с ножами и вилками. И в звездном небе, куда удаля- ется Ирина Шишлянникова и откуда появляется маленький ангел - девочка Дина Хаскельберг. Она принесла нам неслыханную милость неба. Мы приняли эту милость и отблагодарили - шквалом аплодисментов.

 


Борис Цейтлин


Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
Сухие строительные смеси litokol по лучшим ценам.
Наш интернет-магазин продаёт ноутбуки Asus.