Сто минут мудрости

Лев ПИЧУРИН. профессор ТГПУ . "Томские новости" №9 (100), 28 февраля 2002 г.

Сто минут мудрости

В 1933 году Максим Горький в письме Петру Павленко назвал трех "мастеров маленького рассказа: Мопассана, Чехова, Пиранделло". Не хочу никого обижать, но почти уверен, что третий из них настолько же мало знаком многим нашим читателям, насколько известны первые два. Впрочем, в другом письме тот же Горький отмечал, что театра в Италии нет, есть лишь хорошие актеры и при них более или менее бездарные труппы, а старик Пиранделло ("старик" родился в 1867 году, на год раньше Буревестника) "оказался слишком серьезен для мелкого мещанства, которое правит страною, деятельно понижая ее культуру и все более укрепляясь" (напомню, что в те годы Италией правили фашисты).

В первой половине прошлого века лауреат Нобелевской премии 1934 года Луиджи Пиранделло, блестящий новеллист, поэт, автор чуть ли не двух десятков драм, ряда искусствоведческих работ и нескольких романов, ("Покойный Маттиа Паскаль" был опубликован в СССР в 1926 году под названием "Дважды умерший"), пользовался огромной популярностью во всем мире. Ныне она возвращается, и возвращается прежде всего в Россию (у нас в .1958 году изданы его новеллы, в I960 - пьесы, в 1983 - двухтомник избранной прозы).

Пиранделло выступил впервые как поэт в 1889 году, но подлинную славу ему принесло мастерское изображение жизни разных слоев итальянского общества на рубеже веков, морального разложения буржуазии, лицемерия католической морали, провинциального застоя, трагедии "маленьких людей" в нашем мире. Его лучшие произведения при всей парадоксальности и гротескности ситуаций пронизаны духом гуманизма. Но кризис европейской литературы 20-х годов, разрыв между благородными идеями и мерзкой действительностью привел Пиранделло, как и многих европейских (да и российских тоже) мастеров, от реализма и социальных тем к авангардистским идеям в искусстве, к проповеди безысходного пессимизма, к изощренному формализму и символизму, к мыслям о призрачности реальной жизни и реальности субъективных иллюзий. Отсюда мысли об иррациональности и таинственности человеческой судьбы, отсюда искание связей со зрителем и читателем путем воздействия на подсознание, отсюда мрачная структура "антипроизведений", отсюда театр абсурда. Отсюда и близость писателя в последние годы его жизни (он умер в 1936 году) к идеологическому окружению Муссолини. Нетрудно понять, что секретарям ЦК ВКП(б)-КПСС Жданову и Суслову, ведавшим пропагандой, едва ли могла нравиться драматургия Пиранделло.

А в ней есть и современное искусство, и отзвук средневековых мистерий, и (для России) что-то от скоморошеских представлений, в ней есть прообраз так называемой интеллектуальной драмы. И, пожалуй, главное, как это ни горько, - в ней отражается современная абсурдная жизнь всего мира и более всего - нашей родины.

Наш драматический театр рискнул поставить совершенно некассовый спектакль по незаконченной пьесе Луиджи Пиранделло "Горные великаны", этакое зрелище для философствующих эстетов.

Пересказывать смысл и содержание спектакля так же нелепо, как словами пересказывать смысл и содержание любой из пятнадцати симфоний Дмитрия Шостаковича. Надо пойти в театр и не просто смотреть, а в течение ста минут сопереживать и сочувствовать происходящему, надо ощущать себя участником действа, благо зрители находятся на сцене. Конечно, зрителю, воспитанному на А. Островском, многое непривычно, но не надо быть очень уж квалифицированным театроведом, чтобы понять - рискнули томичи во главе с режиссером из Львова Ярославом Федоришиным и директором театра Геннадием Сокуровым не зря! И уж совсем не обязательно быть профессионалом, чтобы оценить блестящую работу (как-то не подходят тут слова "игра", "исполнение", лучше бы сказать нестандартное, но непривычное: "жизнь в парадоксальном запредельном мире") всех девяти актеров во главе с магом Катроне (Валерий Козловский), Ильзе (Елена Козловская) и Графом (Андрей Колемасов).

И главное. Мелкое мещанство, правящее в России искусством, "все более укрепляясь в понижении культуры", последовательно приучает нас к бездумным шоу, бессодержательным сериалам, тупым боевикам. К сожалению, противостоять этому натиску пошлости в одиночку очень трудно. Но все-таки как хорошо, что томский театр пытается это делать!

 



Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2000-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
детская одежда опт праздничная.