Кирпичики несчастья и любви
на главную страницуна главную страницуна страницу театра

Ирина ТРАВИНА, заведующая секцией критики
Томского отделения Союза театральных деятелей России. "День добрый" - приложение к газете "Томский вестник". 23 февраля 2002.

двойной клик для получения большого фото

справка:
Юрий ПахомовЮрий ПАХОМОВ, режиссер, выпускник мастерской Романа Виктюка. Свой первый спектакль в Томске поставил в 1989 году, (всего в Томске сделал больше 20 работ). Из них самые запомнившиеся: "Эмигранты", "Панночка", "Жанна д'Арк", "Мой дом", "Укрощение строптивой", "Чума на оба ваши дома!..", "Песня на три такта. Эдит Пиаф", "Условия диктует леди", "Лаборатория любви". Спектакль Ю.Пахомова "Эдит Пиаф" - лауреат фестиваля "Золотой лев" во Львове (2001 г), а "Лаборатория любви" собрала практически все награды областного театрального фестиваля "Маска" в том же году. В нынешнем сезоне Пахомов стал главным режиссером Томской драмы.

Кирпичики несчастья и любви

Первый спектакль Юрия Пахомова в качестве главного режиссера Томской драмы называется "Венский стул". Постановщик Пахомов и сценограф Николай Вагин поместили действие пьесы Николая Коляды в черный кабинет - любимое Пахомовым пространство. Оно усиливает любой колористический штрих, любое движение тела и любой порыв души исполнителей. Но на этот раз не только актеры помещены в черный кабинет. Зрители находятся в этом же замкнутом объеме.
И первое цветовое пятно спектакля - кирпичи, которыми вымощена зона действия.
Они так жестки, что поначалу кажутся враждебными людям. Но из этих кирпичей, оказывается, можно построить и лесенку, чтобы увидеть трофейное кино из-за высокого забора... И причал, с которого несчастные, гонимые ветром революции люди пытаются увидеть последний корабль, который увезет их из ада на свободу. Они же создают и стол для скудной трапезы, и барьер, разделяющий людей по обе стороны тюремной решетки.
Из них можно сделать алтарь и разместить на нем символические фигурки волхвов в яслях, ставших первой обителью Предвечного Младенца. Из этих кирпичей люди строят очаг: в нем горит живой огонь, им можно обогреться, но можно и обжечься, когда хочешь показать, что готов отдать жизнь за другого. В нем же можно сжечь и свои горькие воспоминания...
Вещный мир этого спектакля ограничен и странен, но как отчетливо и безошибочно он отражает реалии нашего многострадального государства... Это, кажется, Черчилль сказал: "Социализм можно построить в отдельно взятой стране, если этой страны не жаль". Страну, которую нам показал режиссер и его постановочная группа, не просто жаль. Боль от воспоминаний о ее недавнем прошлом невозможно передать словами. Здесь все; ну, просто все - не так, как надо. И зримой метафорой непотребства этого эксперимента над страной и людьми становится мир над головой актеров.
Через весь спектакль проходит еще один символ, примета обустроенного быта, домашнего тепла и уюта - это стул. Вырезанный из бумаги, белый гнутый крохотный стул на фоне черного пространства смотрится особенно ярко.
Герои так много страдали, так мытарились, что название этой любимой вещи вспомнить не могут - до самого конца. В этом - образ спектакля. И поскольку стул появляется всякий раз в самое трудное для героев время, эта метафора счастья и надежды трогает до слез. Музыка - это не просто музыкальное оформление, над которым работал заслуженный работник культуры России, старейшина Томской драмы Сергей Королев, а точное звуковое обозначение сменяющихся эпох.
Татьяна Аркушенко"Советский народ" (а именно он - главный герой спектакля) мы видим в исполнении заслуженной артистки Украины Татьяны Аркушенко и Евгения
Платохина. Маленький клоун, живущий в актрисе, делает палитру ее возможностей почти безграничной.
Ей удается изобразить хитрого и бездушного следователя. Но, видя человеческую незащищенность своего партнера, она не может больше играть свою страшную роль. И настает его черед утешать. Да, Евгений Платохин - достойный партнер. В спектакле нет и намека на эксплуатацию совершенно уникальной внешности артиста. И от этого его герой становится еще более проникновенным и отчаянно трагическим. Его Мужчина поставлен жизненными обстоятельствами в такие условия, что он не в состоянии защитить ни свою Женщину, ни себя. Он даже не может понять: где они, что с ними, в чьих руках их судьбы?
Что же остается? Только следовать совету своей мужественной подруги - не унижаться перед неизвестными и терпеть так, как старается она, - такая маленькая, беззащитная и такая сильная. Эти двое сумели прожить на наших глазах, сделав и нас соответчиками, всю историю огромной страны - с октябрьского переворота до наших дней.
Но история, рассказанная маленькой сплоченной командой большого томского театра (хореограф Ирина Ткаченко, художник по костюмам Нина Чурсина), несмотря на все трагические обстоятельства, дарит нам надежду на изменения к лучшему: ее герои сохраняют лучшие человеческие качества в нечеловеческих условиях.
Что же до зрительского восприятия, то процитирую Юрия Пахомова: "Театр - это не только отдых. Не принимаю потребительского отношения к театру. Театр вправе рассчитывать на творческое сотрудничество и соучастие зрителей... Для этого надо трудиться, много читать и учиться слышать другого".

 



Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2000-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
Правильное Вождение автошколы москвы.
сервиз чайный