Иркутская история

Ирина ТРАВИНА, заведующая секцией критики Томского отделения СТД России.
"День добрый", №23, 24 (2666, 2671). 15, 22 июня 2002.

Иркутская история

Фестиваль "Сибирский транзит" в Иркутске удивил не только томичей

Рассказ о втором фестивале "Сибирский транзит" так и хочется начать с навязших в зубах цитат о том, что велика Россия, а прирастать она будет Сибирью, и прочее, прочее... На самом деле все так и есть: в этом мы убедились, побывав в Иркутске на спектаклях театров Сибирского региона.

Как отбирались участники "Сибирского транзита"? Экспертная комиссия, представленная критиками из "Петербургского театрального журнала" объехала 15 городов Сибири, побывала в 27 театрах, просмотрев 50 спектаклей. Из коих отобрала 22, чтобы явить в Иркутске все многообразие театральной жизни нашего региона. Многообразие явилось в лице и национальных театров, и академических, и театров малых форм. Была представлена и классика в ее современном и традиционном прочтении, были удачные попытки увидеть театр по-новому - изнутри, были и неудачные эксперименты по переносу на театральную сцену не до конца продуманного литературного материала...

Из томских и северских театров были отобраны два спектакля: Тиль" по Г.Горину в постановке Натальи Корляковой (Северский театр для детей и юношества) и Торные великаны" по Л.Пиранделло в постановке Ярослава Федоришина (Томская драма). Обсуждения спектаклей проходили на семинаре критиков через день после их представления, чтобы дать труппам отдохнуть (отдых, что приятно, проходил непременно с выездом на Байкал), а критикам привести мысли в порядок.
По Тилю" споров практически не было: специалисты сошлись на том. что и режиссер и актеры профессиональны. Одно лишь было предъявлено в качестве упрека постановочной труппе: ради чего этот спектакль поставлен именно сегодня?

Зато как разгорелись страсти, когда началось обсуждение Торных великанов"! Создалось впечатление, что ряд критиков сочли себя даже несколько оскорбленными. Как же так? В России так не играют, в России так не говорят, в России так не поют, а если и поют, то зачем в итальянской пьесе православные псалмы? И вообще - о чем спектакль?! Обвиняли Томскую драму и в "изобретении велосипеда", в "собирании отбросов Европы".

Пришлось разъяснять, что любое изобретение, даже и велосипеда, особенно в жизни духовной, подразумевает работу над собой, своего рода самоочищение. А что касается Европы, то она вслед за Россией принимает новые театральные течения (а не только систему Станиславского), например, систему Анатолия Васильева.

Томский театр драмы играл свой спектакль во второй день фестиваля, и в оставшиеся дни его участникам и гостям хотелось возвращаться к искусству томских артистов еще и еще раз. Что все и делали -на встречах и обсуждениях.

Много, много откровений подарил нам иркутский фестиваль. Замечательным подарком всем зрителям стали спектакли национальных театров. Хакасский государственный театр малых форм "Читиген", например, представил народную драму "Абахай Пахта" - о княжне, плененной враждебным сильным племенем и родившей влюбленному в нее князю-врагу двух сыновей... Несчастная красавица Абахай, страстно любимая двумя самыми сильными воинами из двух враждующих племен, стала убийцей собственных детей ради спасения своего народа. Но ей нет места среди людей... Исполнительница главной роли Инна Майнагашева получила первую премию имени Веры Редлих, которую установил Новосибирский академический театр "Красный факел".

режиссер-постановщик, гл.режиссер Михаил Топоевсцена из спектакля "Абахай Пахта"

Омский драматический театр привез на иркутский фестиваль спектакль-фантазию режиссера Рыбкина на тему "Села Степанчикова и его обитателей" Ф.Достоевского. Томские театралы помнят постановку по этому произведению режиссера Олега Пермякова. Могу уверенно сказать: трактовка Пермякова была и глубже, и философичнее, и трагичнее. Что же до омского спектакля, то зрителя по-прежнему поражает творческий потенциал труппы, умение актеров существовать наполненно. Актеры, которых старшее поколение театралов помнило совсем молодыми, - Наталья Димитриади, заслуженная артистка России, Валерий Алексеев, народный артист, стали настоящими мастерами, что радует. Огорчает лишь то, что помнятся они девчонкой и мальчишкой из "Вниз по лестнице, ведущей вверх". Что ж, время...

Несколько слов об Олеге Пермякове. Он, будучи нынче главным режиссером Новокузнецкой драмы, привез на "Сибирский транзит" очень интересный спектакль - "Мертвые души". Хотя режиссера и упрекали в заимствованиях, "непонятностях", его работа вызвала неподдельный интерес у молодых зрителей: спектакль получился лишенным "хрестоматийного глянца", придуман и сыгран ни на что не похоже.

В качестве гостя и украшения фестиваля предполагалось участие антрепризного спектакля в постановке модного московского режиссера Бориса Юхананова "Подсолнухи" по пьесе Теннесси Уильямса "Крик". Главным подарком, естественно, должно было стать участие в спектакле народных артистов России Лии Ахеджаковой и Виктора Гвоздицкого. Встреча, и очень теплая, состоялась: Лию весь фестиваль был готов носить на руках А вот спектакля-подарка на мой взгляд, не случилось: драматургия Уильямса требует много большего, чем прочувствованный обмен репликами.

Томичам был, несомненно, интересен спектакль Барнаульского молодежного театра "Сторож" по пьесе Гарольда Пинтера в постановке режиссера Владимира Золотаря и художника Олега Головко. Эти молодые ребята, выпускники ЛГИТМИКа, позже поставили эту пьесу и на томской сцене. Оба спектакля можно было бы показывать в один вечер в качестве примера того, как из одного и того же драматургического материала с другими актерами можно по стрить совершонно разные истории с прямо противоположным этическим и эстетическим результатом.

Фестиваль позади... К его неоспоримым достоинствам нужно отнести ежедневные семинары критиков, завлиюв. журналистов, пишущих о театре. Плюс мастер-классы по технике речи для актеров. Плюс потрясающие капустники.

Несмотря на то, что "Сибирский транзит" победителей не называл, самые ценные награды достались все-таки Томской драме. Генеральный директор 000 "Мастерсвет". он же преподаватель по свету Кемеровской академии искусств Сергей Медный, отсмотревший все спектакли с точки зрения лучшего светового решения, присудил свой личный приз. Выразившийся в сертификате на $1000, праве на скидку при покупке оборудования в его фирме и обучении одного художника-осветителя бесплатно. Вот так он выразил свое отношение к томским "Горным ве-ликанам"- ему понравился спектакль как целостное зрелище с "выразительной картинкой", выражаясь языком художников. Кроме того, генеральный спонсор фестиваля ОАО "СУАЛ" одарил наш театр музыкальным центром.

Иркутск сделал настоящий праздник из "Сибирского транзита" - яркий, хлебосольный, дополненный прекрасными экскурсиями по городу и величественному Байкалу Во время экскурсии на Байкал нас неожиданно завезли в "Шансон-приют" - своеобразный театр одного актера. Евгений Кравкль, артист, бард, певец, ушел из театра, потому что хотел сказать миру нечто большее, чем мог своими ролями Приехал на Байкал, обосновался на берегу одной из 33 рек, впадающих в "славное море". И начал строить терем-теремок, где пахнет свежеоструганным доревом, где ходит домовитый широколицый кот того же янтарного цвета, что и весь терем. Не так давно к Кравклю присоеди нился еще одиин актер - строит себе избу рядом. Все своими руками. И теперь в этом приюте и вправду есть место отшельникам и мечтателям.

      И.Травина."Иркутская история"
      А.Киселев: "Новости томских театров №47"

      Фотографии с фестиваля (65 фотографий, 800 кб)
      Фестивальная фотография на память 2002
(Слева направо на капустнике: Елена Козловская, Андрей Колемасов, Валерий Козловский, Елена Саликова, Ольга Герасимова, Артем Киселев. Внизу: Андрей Сидоров, Юрий Татаренко, Сергей Жугин)



Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница