Мысли Сергея Герасимова

Сергей Герасимов

Притча и мистерия дикаря

       Сергей Герасимов в Томске живёт вот уже три года. За это время он поставил пять спектаклей: три в Драме, два в ТЮЗе; играет роль Треплева в тюзовской "Чайке". Заведует и преподаёт в Колледже культуры и искусства. Но главное: он продолжает искать свой театр и своего зрителя. Его мечта: создание своего особого, ни на кого не похожего НОВОГО ТЕАТРА.
        Герасимов любит и умеет говорить. Говорит нервно, но вдумчиво, помня о слушателе, проливая текст на право и налево, порой теряя смысл слов, и обретая что-то иное, надсмысловое.
        Его жизнь бурна и надрывна, чем многим не нравится. Но он по-другому не может, иначе умрет для той жизни, ради которой живёт. Он должен постоянно создавать в себе искусство и при этом сохранить в себе человека. Чего бы это ни стоило, как ему самому, так и окружающим людям. Потому его высоко ценят творцы, и напротив, не переносят "паразитирующие на искусстве". Он же равно любит и тех и других, иначе не может. И жертвует всеми и прежде всего, самим собой - во имя искусства.
        Я записал некоторые мысли Герасимова.

Мысли, опавшие из бесед

        Как я ощущаю перспективы развития современного театра? Прежде всего должно быть изменено отношение человека к театру, дав им понять, что театр всегда был и останется институтом по воспитанию человеческих душ. Второе о театре как искусство. Здесь нужно заботиться о развитии новых возможностей актёра, собственно воспитание нового актёра, актёра нового времени. Далее, театр ? это всегда целая вселенная, в которой можно и должно сотворить свой особый мир. (Ведь искусство опережает мир в своих рецептах, оно всегда пророческое. Когда нет искусства нет и будущего; значит у города, в котором нет искусства, нет будущего). В театре, как никогда, как нигде, можно жить и пророчествовать о будущем.
        Есть "особые" люди, живущие как бы вне социума, они сами создают свое будущее, и тем самым влияют на окружающий социум. Но мир их не принимает, получается, что оставляя созданное ими будущее, самих этих людей город-мир-социум выталкивает. Примеры можно увидеть повсеместно.

О студентах колледжа культуры и о выпускном спектакле

        С ними не просто работать, они ещё дети, вчерашние школьники. Они ждали от меня бича и меча. Что поделать, так они привыкли, их так приучили работать. Я должен был научить из другому, показать что из страха жить и работать нельзя. Воспитанный на страхе страхом будет учить и других. Это слишком "легко", воспользоваться страхом, но не нужно забывать, что в страхе нет искусства, в нём нет творчества.
        Мы работали все вместе, как единый, многоголовый организм, и при этом до них нужно было донести, что профессия режиссёра, это прежде всего профессия одиночек.
        Здесь, на репетициях открыл для себя удивительного музыканта Юру Хорунжего, играющего практически на всех инструментах и "звучащих" вещах. Он подключился к спектаклю в самом конце, когда тот был уже почти закончен, но благодаря тому, что человек этот постоянно пребывает в мире музыкальной импровизации, он уже с двух репетиций смог включиться в постановку и одухотворить её своей музыкой и особым неповторимым исполнением. На чём он только не играл у нас, помимо традиционных инструментов, это и гильзы от снарядов, на самой обыкновенной пиле, бонгах, на струнах фортепиано, водил смычком по гитаре.

Коротко об игре в "Чайке"

        Я пять лет как актёр не выходил на сцену и должен был вынуть булыжник из собственной груди, чтобы сыграть роль Треплева.

О "Дикаре" в ТЮЗе

        Вынашивал идею спектакля несколько лет, предлагая в разных городах: Мурманске, Пензе, но там некому было играть. В Томске хотел начать с "Бури" Шекспира, - не дали, да и рано в ТЮЗе браться за Шекспира. На постановке "Романтиков" Э.Ростана я чуть-чуть узнал труппу и попытался, насколько мог, сломить негативную атмосферу театра, - бился с заскорузлостью, несовершенностью, узостью взглядов. Полгода готовился, вынашивал "Дикаря" уже в стенах этого театра. Сначала всё шло хорошо, но как дошло дело до распределения ролей, столкнулся с сильным сопротивлением. Трудно было найти нужного актёра. Решил взять на главную роль Максима Бардашева, что-то заставило остановиться на нём - не смогу обяснить почему - это было чисто интуитивное решение. Привлекала его полная невостребованность на сцене, и это при не малых актёрских и человеческих достоинствах, о которых тогда можно было только предполагать. Многие выступили против Максима, я их отлично понимал. Нам трудно давались первые репетиции - он, как и большинство тюзовских актёров, не привык быть естественным на сцене, он продолжал вести борьбу, скрываясь за толстой бронёй актёрской неискренности. Пришлось его учить с самых азов, прежде всего, - как говорить по-человечески. Что мне стоило сбить его с театрального языка, чтобы он перестал говорить чужим голосом. И в конце концов, он заговорил от себя, а потом и от своего героя. В нем обнажилось то, что было скрыто за бронёй каратиста, бойца, невостребованного актёра... Это оказался нежный, трепетный и ранимый человек. Он нашёл в себе силы раскрыть свою душу и тогда оказалось, что он умён, смел, бескорыстен, не может никого продать, не способен ударить даже подлеца. И он стал самым настоящим "дикарём", - это его и спасло. Максим из потомственной интеллигентной семьи, его папа профессор, а у нас все его считали жлобом. Дед его был женат на японке - в нём течёт самурайская кровь, но об этом мы узнали только в процессе репетиций. Так эта непритязательная на первый взгляд пьеса стала для нас вторым "Гамлетом".
        Как всё мной поставленное, "Дикарь" - это притча и мистерия одновременно. Я ищу везде перво-язык, который должен быть прежде всего воспринимаем зрителем, то есть доступен сердцу, ушам и ещё чему-то, что не определяется словом. Я ставил спектакль, который должен быть прочитан прежде всего на подсознательном уровне. Если заложенная мной в спектакль задача светлая, значит и зритель будет меняться в светлую сторону - большего мне не было нужно. Именно это я "зашифровываю" в каждом спектакле. Это то, с чем я буду и в дальнейшем работать, в этом ли городе, или в каком другом, где будет возможность жить и работать в искусстве.

 


Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница