Ей нравится играть!

Ирина Травина

Ей нравится играть!

        Она родилась в семье последышем, появившись у родителей чуть позже первого внука, и росла, окруженная любовью и заботой. Может быть, от этого у не сохранилась детская уверенность в том, что все, названное словом, - правда. Три взрослых брата, первый из которых на 25, а младший на 20 лет старше тебя - привольное детство, нежная память. Одно плохо: все они ушли, их нет, как нет и родителей. И ощущение сиротства настигает человека в любом возрасте.
        И не грех вспомнить всех дорогих людей актрисе Любови Голубецкой, у которой на конец прошлого года пришлись три юбилея: 40 лет на сцене, 10 из них - в Томском театре юного зрителя и жизненный юбилей. Она все свои сорок театральных лет любила и любит работать, ей нравится выходить на сцену, нравится готовиться к выходу. Она, вызывая насмешки некоторых коллег, по-прежнему приходит на спектакль за полтора часа до его начала, чтобы войти в состояние своей героини, будь то главная роль или массовка в сказке, которую она себе выпросила. Все потому, что ей нравится играть вообще, а в сказках в особенности. И вот она танцует в "Али-Бабе" рядом с молоденькими актрисами. Правда, тревогу все-таки испытывает и время от времени спрашивает у главного режиссера, на месте ли она там, не портит ли впечатление. Я как-то наблюдала, как Любовь Константиновна готовилась кроли Бабушки Кота Леопольда, рисовала себе лицо кошки с маленьким ротиком и большущими ресницами, в бежевом платьице с белым воротничком и маленьким передничком, в седоватом паричке с кошачьими ушками и в этих ресницах, уютная такая персидская кошка, родственница по прямой Кота Леопольда, известного характером мягким и вкрадчивым. Совсем иная у Л.Голубецкой Мирчуткина из чеховского "Юбилея" в спектакле "Предложение"(режиссер Анатолий Глухов). С трактовкой можно не соглашаться, но эта Мирчуткина, понятно, кого угодно с ума сведет, чтобы добиться своего: эта шебутная, ярко одетая особа, которая ничего не замечает, никому не внемлет, у нее своя цель. И совсем иную героиню, Мэми, мать и бабушку взрослых барышень, играет Любовь Голубецкая в изящной французской комедии с детективным сюжетом "Восемь любящих женщин" в постановке Юрия Пахомова.
        Мэми, пожалуй, первая ее работа в этом театре, в которой проявилась способность актрисы к гротеску, молниеносному превращению. Стоит вспомнить сцену, в которой она, бабушка, много лет прикованная к инвалидному креслу, вдруг вскакивает и изящно перебирает маленькими ножками в туфельках на каблучках. Сыграно легко и лихо, как и подобает даме-француженке.
        Мне кажется, что Бетти в мелодраме "Каждый ищет любви", которая и делалась на Голубецкую, не близка Любови Константиновне. Напомню, что ее героиня в свое время совсем молодой оставила в приюте свою дочь ради блестящей карьеры певицы кабаре. И вот теперь, когда жизнь не удалась, одинокая и немолодая попивающая женщина приходит в тот же приют - в поисках чего: себя, молодой, своей маленькой дочки, своей ли взрослой дочери - в надежде на запоздалую любовь и прощение?.. Так вот, мне кажется, у актрисы с ее жизненным опытом, с ее личной историей не нашлось оправдания для ее героини, поэтому она не везде достоверна.
        Это все из ее теперешних работ. А еще была в Томском ТЮЗе Шабалова в"Последней любви" А.Н.Островского, женщина расчетливая, хитрая и в своей бедности вполне беспринципная. Кормилица в "Ромео и Джульетте", тетка простая и заполошная, но не без кокетства. И тетушка Мышь в "Дюймовочке" по Андерсену, обстоятельная и запасливая, спасшая от холодной и голодной смерти девочку, как оказалось, с дальним прицелом: и помощница в доме, и невеста будущая Кроту, богатому соседу. Играла она и Купчиху в сказке М.Бартенева "Про Иванушку-дурачка", которая все не могла понять своего жадного до одури мужа: для чего ему столько денег, если он тратить их не дает, а лишь перепрятывает с места на место, чтоб воры не унесли. Героини Голубецкой узнаваемы, понятны, поэтому достоверны.
        А ведь была и юность. Были роли Джульетты и Офелии, Эмилии в "Испанцах"М.Лермонтова, Луизы Миллер в "Коварстве и любви" Ф.Шиллера. Был отклик одной из "великих старух" Малого театра о ней: "девочка-пластилин" -высокая похвала для молодой актрисы, из которой режиссер может лепить что угодно, был бы замысел.
        Когда тридцать лет назад ее партнером на сцене был Петр Вельяминов, игравший всех героев в драматическом театре города Дзержинска и ставший знаменитым на всю страну после фильма "Тени исчезают в полдень". Она была для него девочкой, ведь и в самом деле была на 15 лет его моложе. А у этого замечательного артиста была манера влюбляться в молоденьких, хорошеньких партнерш. Он и нашей Любочке обещал жизнь в Москве и горы золотые, да только она свой выбор к тому времени сделала, и окончательный. И когда они встретились десять лет назад, на гастролях, ровно перед ее приездом в Томск, он сказал ей: Девочка! Да ты совсем не изменилась!" На что Любовь Константиновна ответила: "Да что вы, Петр Сергеевич! Вы седой, а я крашеная!"
        А душа - душа всегда молода, и так хочется жить - в театре, и играть. Играть хоть что - но играть!

"Томская Неделя", №-5 от 04.02.99.



Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев


Главная страница
Реклама:
Компания "К Вашим Услугам" педлагает: няни с проживанием, репетитор по химии
не скучные играть в онлайн игры на игровом сайте
Электронные тахеометры spectra precision focus 10. Spectra precision hd50. Spectra precision.