Хрустальный осколок Томского ТЮЗа

Ирина Травина

Хрустальный осколок Томского ТЮЗа

        Она сама говорит о себе: "Кука - это диагноз", "Куку нельзя остановить". Добавляет, что она чувствует свое предназначение, что есть некая воля, вышняя воля, что ведет ее, наделяет ее силой, возвращает ей то, что она так безоглядно тратит. И еще - постоянно сводит ее с замечательными людьми, которые ей верят и вместе с ней помогают тем, кто больше всех нуждается сейчас в сочувствии. Ее часто фотографируют, и на всех фотографиях она улыбается или смеется во весь рот, и глаза ее сияют. Так что никому и в голову не придет, как нелегок ее путь: "Ты сними меня, фотограф!" из обращения знаменитой певицы - это и про нее, Галину Куку, актрису, организатора и ведущую многих благих дел.

        Она приехала в Томск в августе 1979 года с "ленинградским десантом" в еще не существующий Театр юного зрителя. Она только что окончила Ярославское театральное училище, была приглашена в этот самый "десант", провела полгода в Ленинграде (ежедневный тренинг, репетиции - подготовка), была одной из самых юных его участников и - осталась здесь навсегда, плененная Сибирью, раздольем, любовью, которой томичи авансом наделили этот молодой коллектив. Она - последняя из тех, кто зачинал этот театр. Хрустальный его осколок... И ее любовь к первому и единственному театру своей жизни (был, правда, эпизод длиною всего в один год что служила она в Томской драме), ее верность и любовь к своим коллегам заслуживают удивления и уважения. Многие, очень многие воспринимают свое место работы как террариум единомышленников, или "против кого дружим сегодня?". Она же, напротив, все время всех пытается примирить, свести воедино. Чтобы дружить не против, а - за.
        Сейчас, когда она много ездит по стране, участвуя в работе патриотических сил, пытаясь что-то сделать для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов афганской и чеченских войн, встречается с осиротевшими матерями (даже говоря об этом, она не в силах сдержать слез), ее воспринимают как настоящую сибирячку, как было в Волгограде, например, куда она ездила на 60-ю годовщину победы в Сталинградской битве. А она про себя думает - сибирячка-то засланная, в смысле - казачка она, хороших казачьих горячих кровей. Родилась в Мариуполе, что на Азовском море, выросла на солнечных фруктах и сочных овощах, к холоду так и не привыкла, а вот не мыслит себя без этого города, без зимы, без снега. И в любом состоянии, в простуде, в температуре ли, мчится в Кожевникове, Кривошеино, в Бакчар, где ждут ее зрители, слушатели, друзья. И поет им Кука песни их военной молодости, и песни наших замечательных бардов, и свои собственные песни на стихи томских поэтов, коих прославляет с горячностью и любовью. Впрочем, именно так она делает все, за что берется. Когда же ее просят сесть и написать для Союза театральных деятелей (она в рамках этой организации отвечает за военно-патриотическую работу) перечень того, что она сделала, она отвечает, что это уже прожито и ей легче провести еще одну многочасовую встречу, чем потратить минут двадцать на отчет.
        Галина Кука всегда откликается, когда ее просят прийти с гитарой, спеть. Она только спрашивает, чему посвящена встреча, какова основная идея, чтобы настроиться, вписаться, выбрать, что петь. Считает для себя честью и радостью, Божьим благословением, когда ее зовут, когда она нужна.
        Раньше, когда еще не было принято артистам петь в ресторанах, ей одной из первых предложили этот способ зарабатывать на жизнь. Отказалась, потому что не хотела "подставлять" свой театр. Теперь, когда отношение к свободному творчеству артистов изменилось, она так и не научилась рассматривать свой дар задушевного пения под гитару как способ стабильной прибавки к скромной зарплате. Кстати, и гитары ее поизносились, сейчас у нее четвертая, особенно ей дорогая, подаренная зрителями, поклонниками.
        Ее, не слишком плотно занятую в репертуаре Томского ТЮЗа, все равно знают зрители и почитают ее лицом театра. Встречая актеров, люди спрашивают: "Вы из ТЮЗа, это где Галина Кука играет?". Ей об этом рассказывали коллеги. Она немало сыграла. Сначала, в ранней юности, играла возрастные роли, потому что на фоне хрупких тюзовских актрис выделялась зрелой статью и красой, роскошными волосами. Это только при пристальном взгляде на ее юное лицо с прозрачной кожей и нежным румянцем становилось ясно, как молода эта учительница, мама, кормилица, - а театральный грим для чего? А потом внезапно и сильно похудела и сделалась лирической героиней. Одна из ее последних значительных ролей - мама девочки Марселлы в мюзикле "Тряпичная кукла" Уильяма Гибсона в постановке Юрия Пахомова, где она была и пролетающей ко
метой, и звездой, и отчаявшейся ведьмой, и где были весьма уместны ее пластика, певческий дар и романтическая приподнятость ее человеческого настроя. Она считает очень вредным учить уму-разуму режиссера. Надо освоить то, что он тебе предлагает, искать вместе с ним, стремиться к сотворчеству. Если спорить, то по делу, а не о том, прав постановщик или нет. Выходить на сцену артисту, он отвечает в конечном счете за результат совместной работы. Так ее учили. Стало мало ролей, так не ждать же в тоске и безделье, пока займут. И она нашла себе применение: театр песни, моноспектакль. Возобновила в ТПУ традицию "Музыкального часа", провела в актовом зале уже не менее семи встреч под названием "Я хочу подарить..." . Галина Кука - сама по себе театр. Ее на это поприще благословила Елена Камбурова, написав ей: "О, да, наши чистые помыслы! Вот и все, что нам нужно!". Она умеет и жаждет помогать людям. Умеет и других поднять на добрые дела.
        Когда-то по приезде в Томск, увидев ее стремление везде быть, везде участвовать, юные коллеги говорили: "Тебе бы, Кука, вертолет!". Сейчас для нее, случается, заказывают и самолет. Но она многое успевает и наземным транспортом. Например, по ее просьбе по немыслимой заснеженной дороге в Бакчар водитель, местный, бакчарский, пригнал свой автобус на полтора часа раньше расписания - Галина Васильевна на встречу со стариками-ветеранами торопилась и не опоздала.
О ней можно писать много, потому что она многого хочет и многое делает. Но вот главное: в Международный день театра она желает своим друзьям здоровья и счастья, своим коллегам - ролей и успеха, своему театру - возрождения и славы. Мы же пожелаем Галине Куке всего перечисленного и благополучия ее семье, дочери, брату, маме, тетушке, тем, кто с нею рядом, кого она перетащила из теплых краев в Томск, ставший для нее городом братьев и сестер, ее "Ленинградом".

"День Добрый", 27 марта 2004 г.

Галина Кука


Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru


Главная страница
Реклама:
Рекомендуем скачать download master на русском языке для быстрой и удобной загрузки файлов.