"Тряпичная кукла" Уильямса Гибсона
на главную страницуна главную страницу

Зав. литературной частью Томского театра юного зрителя Ирина Травина, 1998.

"Тряпичная кукла" Уильямса Гибсона

"...ТАЛАНТ НУЖЕН, ЧТОБЫ ЖИТЬ!" - сказала Панда...

Если пересказывать сюжет "Тряпичной куклы", можно уложиться в одну фразу, если говорить о психологическом поле спектакля, не достанет и целого фолианта. Мы же попытаемся определить место этого спектакля в репертуаре театра в контексте городских проблем. Хотя эти проблемы - общечеловеческие. Недаром детям в начальной школе всего мира, а теперь и в России, объясняют Декларацию прав ребенка. Среди прочих очень существенных прав там поименовано право на здоровье и счастье, право на защиту от всех напастей. Ситуация в мире такова, что детям часто нужна защита от родителей, от их жестокости, безразличия, черствости, наконец, от общей взрослой несчастливости, что делает людей злыми и бесчувственными к чужому горю. Здесь не место говорить, сколько в нашем городе сирот, в том числе и при живых родителях. Их пытается защитить государство в лице людей неслучайных, пытающихся дать детям то, чего они лишены с самого нежного возраста: внимание, заботу, помощь в учебе, уют и тепло в том месте, которое заменяет им отчий дом. Так вот, когда задумывалась постановка пьесы американского драматурга Уильямса Гибсона, которая в виде мюзикла с большим успехом идет во многих странах мира, то постановщики думали о детях вообще, о детях как маленьких людях, которые в силу природы человеческой долго остаются беспомощными, нуждающимися в защите.

Идея возбудить интерес общественности к проблемам именно бедствующих детей родилась параллельно. Так что же в ней, в этой истории с куклой, особенного? Часто ли взрослые, порывая связь с теми, кого они совсем недавно любили, принимают в расчет то немаловажное обстоятельство, что когда они обещали друг другу вечную любовь и заботу, их было всего лишь двое? И теперь, когда в семье появляется третий, четвертый..., старые обещания останавливают не всех. Вот и маму Марселлы данная когда-то клятва не остановила. Почему - мы не знаем. Может быть потому, что папа любил ее слишком сильно, может быть, он не был таким крутым парнем, как ей хотелось бы, может просто увлеклась до такой степени, что обо всем забыла. И прежде любимый стал ей веревкой на шее. Маленькая толстенькая девочка, сосавшая бутылочку, в счёт не шла. Это предыстория, а сама история о том, что девочке нужны оба: и Папа, создающий таких замечательных кукол и теперь с горя запивший, и Мама, пролетевшая через их жизни яркой звездой.

Томский ТЮЗ - единственный театр, где Марселлу играет её ровесница, маленькая девочка. Режиссеры спектакля Наталья Корлякова и Юрий Пахомов сделали это принципом своего решения. Дети от природы все артистичны, только в разной степени. Одного ребенка хватает на игру "в дом" в уголке небольшой комнаты, другого - на пространство зрительного зала. Удалось найти именно таких девочек. Исполнительниц главной роли - целых три. И Марселла у каждой иная, так же, как и в жизни они отличаются друг от друга. Две совсем маленькие: белокурая Саша Клокова с длинной косой настолько верит в предлагаемые обстоятельства, что и вправду засыпает в своей сценической постельке, куда ее укладывает Папа (арт. Владимир Тарасов) и испытывает неподдельный страх, попадая в руки жутких роботоподобных докторов (арт. Любовь Голубецкая, Елена Ильина, Алексей Мишагин). Артисты играют не врачей, но ужас, переживаемый ребенком перед посторонним, часто неловким вмешательством в его страдания, которые он не в силах объяснить, а взрослые не в состоянии понять. Темнокосая Полинка Пахомова. очень точно выполняя режиссерские указания, проживает историю своей героини как настоящая актриса, только пересказать ее не в силах, слов пока у нее для этого нет, одни чувства. И есть внезапно подросшая Маша Сидорова, она уже второклассница, и, похоже, стала задумываться и стесняться себя на сцене. Такой переходный возраст. Но ролью она очень дорожит и переживает, если не все получается.

"Тряпичная кукла" - не первая история, где особое значение, придаваемое ребенком любимой игрушке, обретает материальное воплощение. Ребенок наделяет душой не только кукол, но и предметы обихода, они становятся для него равноправными участниками не только игры, но и жизни в целом... Рэггеди-Энн, то есть Аня-из-тряпочек, появляется впервые еще не вполне человеком, ее ручки-ножки расползаются, не слушаются, она повторяет за своей маленькой девочкой каждое слово, каждую интонацию вовсе не как ребенок, а именно как механическая кукла. Защитницей она становится постепенно, видя как несчастливо дитя без Мамы, она и заменяет Марселле маму, придавая девочке смелости, поддерживая ее в трудную минуту, уча ее доброте, умению понимать и прощать. Что же это: кукла такая мудрая? Нет, это перестрадавший ребенок, не умея в жизни облечь свои чаяния и мечты в слова, видит их воплощенными в своих снах.

Рэггеди-Энн - заслуженная артистка Украины Татьяна Аркушенко играет постепенное воплощение детской мечты, она на наших глазах превращается в то, что так нужно Марселле - в защитника, старшего друга, не решающего за девочку каких-то важных вопросов, но помогающего ей самой найти решение. Актриса умеет сжать в краткий миг и растянуть до бесконечности сценическое время, проживая крайние проявления любого психологического состояния. Ее смешная кукла, не умеющая даже стоять на своих ногах, появилась просто позабавиться, но наступает момент, когда ей приходится задуматься о том, что же она такое: Просто тряпка с пуговицами или большое нежное сердце? Обращенные к зрителям огромные глаза этой куклы по-настоящему трагичны. На подобный вопрос каждый человек рано или поздно должен ответить. В этой роли занята и недавняя выпускница Томского колледжа культуры. Чем-то внешне куклы даже похожи (не только костюмом, конечно). Разве что та, которую играет Евгения Поздеева, еще не знает по-настоящему, что такое страдание, для нее вся история в большей степени игра в "дочки-матери". У Аркушенко сочувствие, боль - нестерпимее, отвага - отчаяннее. Но это и естественно: если Татьяна - волшебница сцены, то Евгения - ученица, и ученица цепкая. И жертвенность обеих Рэггеди-Энн - чисто материнское качество, явленное живо и трепетно.

В роли Мамы также заняты две актрисы - Галина Кука и заслуженная артистка России Ольга Рябова. И это две разных Мамы, их сценическое существование меняет внутреннюю картину трагедии семьи. Героиня Г. Куки - действительно яркая пролетающая по небу звезда. Такой девушке вполне могло показаться, что она что-то упускает в своей жизни, что-то действительно интересное. Она и сама похожа на ребенка, которому любопытно, что же таится там, за закрытой дверью. Мама О. Рябовой, напротив, очень домашняя и обстоятельная, тёплая мама, такая сбежать могла только в помутнении рассудка. Но бывает и такое. И степень раскаяния у обеих актрис ужасна - жить незачем, если до сих пор ты любила только себя. Одно из самых сильных мест в спектакле - встреча Мамы в лесу с Рэггеди-Энн и другими куклами, друзьями Марселлы. Актеры существуют в атмосфере обнаженной боли, они - свидетели самых горьких минут, какие могут случиться в жизни женщины, и проживают их по-настоящему трогательно и человечно.

Остальные игрушки Марселлы - это Энди, веселый хулиганистый клоун (актер Сергей Жугин); уморительная и философичная Панда (актриса Марина Фадеева); кроткая Бэби, вместе с Марселлой обучающаяся и взрослеющая (актрисы Ольга Никитина и Евгения Мезенцева). Все они, населяя сон своей маленькой мамы, то есть являясь плодом ее фантазии, помогают ей пережить небезопасные приключения и побороть невыразимую притягательность злых сил, решенных режиссерами и художником Любовью Петровой и сыгранных артистами выпукло и интересно. Это Генерал У, воплощение всех детских страхов, он - сам ужас. Зловеще привлекателен в этой роли актер Григорий Маяков. Его первые помощники Летучая Мышь (актриса Эльвина Галицкая), и Волк (заслуженный артист России Сергей Хрупин), бывшие в прежней жизни до того, как они попали в подземное царство Генерала, простой канарейкой и домашним псом. Их сопровождает целый сонм летучих мышей, которые превратятся потом в прекрасных фей. В спектакле вообще много превращений. И не последнюю роль в их достоверности играет балетмейстер спектакля Анатолий Бедычев, в сотрудничестве с которым Юрий Пахомов, главный режиссер ТЮЗа, поставил несколько спектаклей.

Формообразующим фактором спектакля является музыка. Она задаёт темп и ритм всему действию, она его ведет, как ведет и участников спектакля и зрителей. Недаром композитор спектакля Степан Пономарёв (вместе с Юлией Морозовой) получил приз за лучшее музыкальное решение спектакля в "Маске-97".

Волшебный мир спектакля со множеством мест действия, от детской комнаты до мрачного подземелья, от дикого леса до небес, - создан Любовью Петровой, художником тонким и изобретательным, сценографические решения которой украшают многие спектакли театров Томска. Функциональны и выразительны ее костюмы от простой детской пижамки до феерических костюмов карнавала.

Жанр мюзикла диктует свои, очень жесткие правила. Первое, аксиоматическое - актёры должны уметь петь и танцевать. Это в ТЮЗе умеют. Действие должно быть напряженно-спрессованным. Это режиссеры устроили. Музыка, как сказано выше, должна быть действенной и направляющей. Этого композиторы достигли. Зрелище должно быть завораживающим. Это художник обеспечил. И, если судить творцов по их собственным законам, то все они соблюдены. Говорят, билеты на спектакль купить не просто. Что и подводит черту под этими рассуждениями.


Наталья Корлякова


Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
знакомства для взрослых спб