Какое время показывают часы на Эйфелевой башне?
на главную страницуна главную страницу

Татьяна Веснина. Декабрь 2000

Какое время показывают часы на Эйфелевой башне?

Старинным русским водевилем Федора Кони "Жених по доверенности" в постановке Александра Постникова ТЮЗ открыл свой 22-й сезон

Легкий жанр, казалось бы, должен был настроить на веселый рад. Однако то, что увидела под сводами старого театрального дома, прилива радостных чувств не вызвало.

В зрительском фойе на втором этаже, где когда-то стояли скульптуры Леонтия Усова и красовались детские картины, дружно в ряд выстроились бильярдные столы, хвалясь своим новеньким зеленым сукном. А на первом - барная стойка притягивала немногочисленных зрителей разнообразными прохладительными и горячительными напитками, все пространство перед входом в зрительный зал заполнили столики. 9 декабря в ТЮЗе должен был открыться (и он открылся) ночной клуб "Золотая маска". Время театральных потрясений прошло, настало время ночных развлечений?

Зримым стыком двух времен - старого театрального и нового клубного - стали для меня щербатая мраморная лестница, ведущая к бильярдным столам, да потертый бархат зрительных кресел. Задаваться вопросом, почему именно водевиль выбрали для открытия и что из этого следует, в таком антураже не имело смысла. В театре нет главного режиссера - нечего и рассуждать о концепции, а дирекция, как видно, озабочена другими перспективами. Радовало только одно - коли здесь еще ставят новые спектакли (пусть и силами приглашенных режиссеров), значит, ангелы-хранители и домовые театра не покинули его, значит, у труппы есть желание выйти из затянувшегося "пике".

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель

Метаморфозы со временем продолжились в зрительном зале. Но уже не только в моем субъективном восприятии, а в спектакле по воле его создателей. На авансцену вышел человек в красной ливрее и, держа в руках небольшую книжицу, выразительно прочел: "Жених по доверенности". Федор Кони. "Гослитиздат". 1937 год". Анвар Халитов, играющий роль слуги, выразительно глянул в зал. В это же мгновение из-за кулис появились "люди в штатском" и чуть было не повязали несчастного. Но тот успел крикнуть, что действие происходит во Франции, и тем избавил себя от печальной участи зека сталинского ГУЛАГа.

Все развернувшееся следом события подтвердили догадку, возникшую в прологе: дата издания послужила режиссеру поводом для того, чтобы перенести время действия из XIX века в ХХ век. История женитьбы странствующего приказчика Жанно Латура развертывается в "исторических" декорациях 30-х годов. По моде того времени сшиты костюмы. Песни, танцы, мелодии, несущиеся из радиоприемника, воспоминания героев, а также Эйфелева башня с часами недвусмысленно указывают - перед нами Франция перед второй мировой.

Нужно ли было привязывать к формальной детали (год издания книжки) всю стилистику спектакля? Стоило ли нагружать легкий жанр трагическим звучанием? Вопросы резонные, возникающие у каждого зрителя. Александр Постников дает на них однозначный утвердительный ответ. Строчка на титульном листе пьесы - повод взглянуть на историю уходящего столетия через призму "мирных" тридцатых годов, тема для откровенного разговора со зрителем о "вывихнутом" веке. В этом, кажется, и заключается сверхзадача спектакля, для этого и затевалась вся катавасия с "цифрой 37".

Отсюда и тревожная тема фашизма и приближающейся войны, возникающая в спектакле благодаря музыкальному и световому решению (Степан Пономарев и Сергей Зайцев). Тревогу должны ощутить, конечно, зрители, знающие, что последует за бодрыми немецкими маршами и что ждет часовщика Терция, когда боши войдут во Францию. (В исполнении Сергея Хрупина этот персонаж приобретает еврейские черты). Только зрители в красных красках заката могут разглядеть сполохи далекой войны, которая неумолимо приближается к маленькому французскому городку.

Ведь персонажам Ф.Кони не дано это знание, и потому они легкомысленны и беспечны. Главный жизненный принцип сформулировал Жанно Латур: "Веселиться, чтобы жить. Жить, чтобы веселиться". И в этом своем желании просто жить и просто любить герои чем-то напоминают нас, сидящих в зале.

ФАРСируем водевиль!

Чтобы такие "проколы" в историю ХХ века были оправданы художественно, режиссер в фарсе-водевиле сделал акцент на на первой части. И сюжет Федора Кони в фарсовом регистре зазвучал как вечная история. История о том, как с помощью поддельного документа и подставного лица человек пытался ухватить свое счастье за хвост - жениться по любви и в то же время на приданом.

Тема "жениха по доверенности", то есть тема фальши, дубликата, двойничества, сопряженная с водевильными интригами, подменами и переодеваниями, развернута и сценографически (художник Николай Кузнецов) - в спектакле не только два жениха, но и три Эйфелевых башни и множество часов, которые показывают разное время (ироничное обыгрывание афоризма "счастливые часов не наблюдают"), и отражена в хореографии Екатерины Авдюшиной. Танцующие девушки оказываются не совсем девушками, но и наполовину... мужчинами. По крайней мере, костюмы и грим на этом настаивают.

Блестящий сольный танец Екатерины Авдюшиной в начале второго действия (впрочем, как и вся хореография) - одна из бесспорных удач спектакля. Как и песни Сергея Филиппова, без которых спектакль лишился бы своей оригинальности.

Но главная удача спектакля (ради этого только следовало его смотреть) - это игра Андрея Колемасова. Каждую минуту своего сценического существования он наполняет действием и жизненной силой. Актер решительными гротескными штрихами очерчивает рисунок своей роли. Невозможно без смеха смотреть, как его Жанно читает письмо Марианны, сгорая от нетерпения и любовной страсти. Но при этом остается органичным и убедительным.

Так же органично существуют в фарсе заслуженный артист России Сергей Хрупин и Максим Бардашев. (Кстати, роль странствующего приказчика в очередь с Колемасовым играет и Максим). Их герои обаятельны, несмотря на свою одномерность, к ним проникаешься симпатией. Чего не скажешь о героине Елены Ильиной. Ее Марианна вместо очаровательной стервы оказалась просто стервой с луженой глоткой.

Увы, большинство артистов ТЮЗа выпадают из жанра и тем самым утяжеляют спектакль. Вячеслав Оствальд и вовсе играет своего Андре (жениха поневоле) в бытовой манере. Возможно, это так и было задумано, чтобы подчеркнуть простоватость и романтичность его персонажа. Чтобы лирико-драматическая линия Андре - Луиза (эту роль исполняют Людмила Мелентьева и Виктория Иванова) прозвучала контрапунктом к фарсовому действию. Чтобы у зрителей при виде этой парочки защемило сердце в финале. Но не щемит. Игра не убеждает. В их страстную любовь, что довела до внебрачной беременности (неоправданный "наворот" режиссера), не верится.

Кулебяка с начинкой

Федор Кони построил свой водевиль на смеси французского с нижегородским (персонажи с французскими именами выражаются чисто по-русски, например, Жанно Латур, характеризуя свою возлюбленную, говорит: "кулебяка с начинкой"), чтобы высмеять почти родовую русскую черту - восхищения всем иностранным, подражания "неметчине". Александр Постников, намеренно смешивая французское с нижегородским, добивался современного звучания фарса. Не случайно спектакль начинается с известной песни Аллы Пугачевой "Мало помалу", измененный текст который звучит как приговор сегодняшнему обществу. Поэтому так много символов-знаков и цитат в общей партитуре спектакля и в отдельных партиях.

Временами цитатность оставляет от спектакля ощущение дежа вю. А из-за перенасыщения художественной канвы историческими аналогиями и ассоциациями, разного рода "мульками" (начиная с топота копыт, когда произносят фамилию драматурга, и кончая теневым театром) конструкция постановки приобрела некоторою тяжеловесность и вычурность. Видимо, это и есть постмодернизм в томском варианте.

Да, "Жених по доверенности" стал всего лишь домашней радостью. Но все-таки радостью.

 





Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница
Реклама:
создание дизайна интерьера магазина, проектирование торговых центров
www.antor2.ru - gps слежение, мониторинг транспорта