Райхельгауз рассказал томичам свои байки

 

 

 

 

Иосиф Райхельгауз
Профессор ГИТИСа, художественный руководитель московского театра "Школа современной пьесы"

 

Райхельгауз рассказал томичам свои байки

Елена Сидорович

Худрук театра «Школа современной пьесы» приезжает в Томск и за актерами

       В томской программе знаменитого режиссера и профессора было несколько важных дел – побывать на премьерном спектакле в театре «Версия», провести консультации с будущими актерами и режиссерами, желающими поступить в Российскую академию театрального искусства и представить томичам свою новую книгу баек под названием «Мы попали в запендю». Все эти задачи Иосиф Райхельгауз выполнил блестяще. О чем и рассказал томской «Комсомолке».

       - Иосиф Леонидович, как вам показалась томская «Версия» - первый частный театр в современной России, построенный на средства мецената?

       - Потрясающе. Если бы меня привели сюда и не объяснили, где я, можно было б сказать, что я в каком-то европейском театре. В Англии, например. На сегодняшний день в «Версии» есть главное – уникальное, фантастическое помещение, которому могли бы позавидовать многие театры мира. Дело за небольшим – наполнить это здание соответствующим содержанием.

       - Вы, оказывается, прибыли в Томск за актерскими кадрами. Столица оскудела талантами?

       - Я и четыре года назад, когда набирал мастерскую в РАТИ, приезжал в Томск. Как раз тогда я понял, что устал я иметь дело с 17-18-летними детьми. Естественно, в погоне за режиссерами я как раз не искал тех, кто уже занимается этим делом. Поступал как раз наоборот, помня о своем собственном курсе ГИТИСа. Мой одногруппник Анатолий Васильев, ныне знаменитый режиссер, был по образованию химиком-органиком. Другой однокурсник, главреж Театра Российской Армии Борис Морозов, окончил в свое время Челябинский политех. А я вообще по первой профессии - электросварщик. Вот и в Томске несколько лет назад нашел одного симпатичного парня – Диму Сатириади и взял его в актерскую группу. Неделю назад он получил диплом – и теперь будет работать в Москве.

       - А как вам наши нынешние таланты?

       - Вчера провел консультацию, куда пришли человек 15 - в режиссерскую и в актерскую группы. Четырнадцати из них я отказал. А одного парня допустил до экзаменов в актерскую группу РАТИ. Он каменщик, живет в Северске, ему 28 лет. Долговязый, рыжий, странный. Я могу ошибиться, но мне кажется, что это интереснейшая актерская индивидуальность. Более того: я посоветовал Вере Ивановне Тютриной взять его в свой театр – при том что он ни дня не работал артистом. Мне кажется, что я угадал. Я всегда спрашиваю у будущих режиссеров и актеров: как вы фотографируете? Как вы пишете? Как вы готовите борщ? Можете ли застеклить окно? Или отремонтировать этот диванчик? Даже если человек ничего этого не умеет, мне очень важно, как он об этом будет рассуждать.

       - Драматург Семен Злотников как-то сказал о вас: Райхельгауз – это выдающийся режиссер, строитель, фантазер, мистификатор. Какое из этих определений вам наиболее дорого?

       - Да все дороги. Но самое сильное качество для режиссера – это самоирония. Очень многие мои коллеги очень серьезно к себе относятся. Если честно, мне стыдно сказать кому-то, что я работаю в театре. Не случайно я параллельно занимаюсь и гонками по бездорожью, и стройкой: и театр, и дом всю жизнь строю. В общем, мне по душе мужские профессии. И хотя театр – вещь замечательная, жизнь намного интереснее, чем театр. Когда кто-то говорит: «Я живу в театре! Я умру в театре!», мне хочется пожалеть человека. Я вот не хочу вообще умирать, а на сцене – тем более.

       - Как вы справляетесь с тем созвездием знаменитостей, какое собрали в своей «Школе…»? Помните, Ирина Алферова, будучи в Томске, жаловалась на вас: «Райхельгауз постоянно меня хочет запихать в коммуналку. А я хочу быть Дамой»…

       - Да, помню. И это продолжается до сих пор! Но мне не тяжело ни с кем из них, ведь они все мои друзья. Мы занимаемся много лет одним делом, оно нас интересует. И мы можем говорить друг другу все, что считаем нужным. Мне артисты могут сказать: вот эта сцена не очень… Тогда я начинаю ее придумывать по-другому. И я могу сказать любому, той же суперзвезде Татьяне Васильевой (мы с ней на «ты» - она моя подруга): «Танечка, дорогая, ты неверно играешь». И она, как школьница, пробует и делает.

       - Как театр пережил уход Любови Полищук?

       - Любочка Полищук – это основательница нашего театра. Но ведь уже прошло несколько лет, как она в «Школе современной пьесы» перестала работать - ушла в антрепризу. Мы с ней не ссорились, иногда виделись и каждый раз она говорила: «Ну ладно, ладно, давай что-нибудь придумаем, чтобы я опять с Аликом Филозовым сыграла…» Я ей говорил: «Ну вот, Люба, смотри, есть вот это». Она отвечала: «Вот сейчас, мне еще тут новую квартиру надо доделать, да вот кино еще…» А потом она начала болеть. Естественно, ее портрет висит рядом с портретами ушедших от нас Булата Шалвовича Окуджавы, Михаила Андреевича Глузского, Марии Владимировны Мироновой, Жени Дворжецкого… К сожалению, вот эта «Стена плача» (так у нас в театре называют) пополнилась портретом Любы Полищук.

       - Ваши дети вас понимают?

       - Нет! Но я пытаюсь понять их. Младшая дочь учится в 11-м классе и вот уже два года зверски, с утра до вечера, готовится поступить в МГУ на факультет филологии. Очень горжусь своей старшей дочерью. Ее зовут Маша Трегубова. Она, кстати, художник моих книжек – вместе со своим мужем. Она учится в РАТИ у выдающегося мастера Дмитрия Крымова. При этом у нее куча персональных выставок, она востребована как театральный художник.
       Недавно даже был номинирована на «Золотую маску». Кроме нее, были номинированы такие потрясающие художники, как Давид Боровский (посмертно). Я не знаю, на что рассчитывала Маша, но домой она вернулась очень смурная. Сказала, что на сцену выходил за «Маской» сын Давида Боровского. Я ей сказал в утешение: «Вот видишь, у него есть «Маска», но нет папы». А у тебя нет «Маски», но есть папа. На что Маша, ни секунды не раздумывая, отреагировала: «А у кого-то ведь нет ни «Маски», ни папы…» На том и успокоилась.

       - В вашей новой книжке «Мы попали в запендю» собраны 150 театральных баек. Как пришла мысль собрать байки в книжку?

       - Известно, что байки на театре или рядом с ним появляются сами по себе и каждый день. Я их всегда коллекционировал с большой охотой – для себя. Пока не понял: надо, чтобы они остались в памяти подольше – многие из них того стоят. Байка, как известно, незаконный жанр. А мне очень хочется, чтобы он был в законе.

Справка «КП»

       Райхельгауз Иосиф Леонидович. Народный артист России. Заслуженный деятель искусств РФ. Худрук театра «Школа современной пьесы». Профессор Российской академии театрального искусства. Родился в Одессе, трудовую деятельность начинал в Ленинграде – рабочим сцены в БДТ. После окончания ГИТИСа был режиссером в «Современнике», Театре имени Станиславского, много работал в провинции. В 1989 году основал Московский театр «Школа современной пьесы». Автор нескольких книг.

Из первых уст

Стриптиз в Томске

       Театр «Школа современной пьесы» гастролировал в Томске. Артистов очень тепло принимали. Как-то после спектакля томичи пригласили артистов в стриптиз-бар, видимо, все развлечения другого рода были исчерпаны. Не могу сказать, что мы были полны решимости сразу отказаться – было интересно, как это у них в Томске. Вызывало неловкость только присутствие среди нас Михаила Андреевича Глузского – все-таки старейший артист. Михаил Андреевич неожиданно с большим энтузиазмом принял приглашение. Мы сидели за столиком и вели разговоры между собой, не очень следя за тем, что происходит на сцене. Только Глузский не участвовал в разговоре. Михаил Андреевич завороженно следил за движениями красотки, которой на вид было лет четырнадцать. А когда она наклонилась к нему с многообещающей улыбкой, спросил: «Деточка, а мама знает, чем ты тут занимаешься?»
(Из книги И.Райхельгауза «Мы попали в запендю».

 

Елена Сидорович. КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА - Томск 11 Мая 2007 (Пятница) № 66
[ Все новости.Томск ] /vesti70.ru/stats/full/?id=8574

 

На главную | Новости | Контакты | |

 



Главная страница