Павла Вульф. "Последняя встреча с В.Ф.Комиссаржевской"

Павла Вульф

Последняя встреча с В.Ф.Комиссаржевской

       Был сентябрь1909 года. В Москву приехала с труппой В.Ф.Комиссаржевская. Последние годы я почти не встречалась с Верой Федоровной, знала, что она создала свой театр в Петербурге. Работая в провинциальном театре, я не имела возможности поехать посмотреть ни ее театр, ни ее новые роли. Во время этого ее приезда, репетируя утром роль Психеи и каждый вечер играя в спектакле "Ню", я не могла вырваться к Вере Федоровне, но 17 сентября, в день ее именин, после спектакля "Ню" я поехала в театр, где она играла Юдифь. Приехала я в антракте перед последним актом. Уборная Веры Федоровны, наполненная посетителями, утопала в цветах. Она лежала на кушетке, обессиленная, измученная. Увидев меня, она устало улыбнулась и подозвала к себе.
        Я села около нее и взяла ее руку, унизанную по роли восточными украшениями - браслетами, кольцами. Меня неприятно поразили темные пятна на ее обнаженных руках, на шее.
        "Что вы так смотрите? - спросила Вера Федоровна. - Это от медных украшений". Я давно не видела Веру Федоровну, и мне она показалась очень сильно изменившейся, постаревшей: усталые глаза и масса мелких морщинок.
        "Ну, как вы, довольны, что в Москве, в хорошем театре, опять у Незлобина? - тихо, чуть слышно говорила она. - Да, теперь Незлобин может развернуться, а то бывало в Вильно, когда я у него служила, покрасит золотом стулья и думает, что это новая богатая постановка". "Вера Федоровна, - сказала я. - Мне передавала актриса вашего театра, что вы хотели повидать мою маленькую дочурку и обещали заехать ко мне. Я все время вас поджидала. "Да, да, но когда же, цыпленок, вы сами видите", - сказала она и устало закрыла глаза. Я молчала, а потом спросила: "Вы устали, Вера Федоровна?". "Да, очень устала, Полинька, очень". Тут вошел помощник режиссера: "Вера Федоровна, вы отдохнули? Сейчас начинаем последний акт". Вера Федоровна быстро встала с кушетки, горячо обняла меня: "Ну, Полинька, идите, господь с вами".
        Она стала приводить себя в порядок. Я постояла, посмотрела на неё и вышла в каком-то странно-подавленном состоянии, точно я утратила самое дорогое и навсегда. Это было моё последнее свидание с Верой Федоровной Комиссаржевской...

        ... Принята была пьеса Ф.Сологуба "Победа смерти". Ставил эту фантастическую пьесу начинающий режиссер В.Татищев. Он работал в театре Незлобина как художник. Постановкой "Победы смерти" он испытывал свои силы и как режиссер. Декорации были сделаны по его эскизам. Громадная, от рампы уходящая в колосники, мрачная, еле освещенная лестница в замке короля. Чуть доносится музыка, звуки свадебного пира, молодой король женится. На лестнице две зловещие фигуры - мать и дочь, рабыни королевы, замышляющие убийство уродливой невесты короля.
        "Только красота должна царствовать в мире", - внушает мать дочери. Пир окончен, и невесту-королеву под густой фатой, скрывающей её уродливое, изрытое оспой лицо, ведут в опочивальню короля. Улучив удобную минутку до прихода короля, рабыня Альгиста прокрадывается в опочивальню, убивает королеву, облачается в её свадебные одежды и становится женой короля...
        Символист-эстет Федор Сологуб, присутствуя на репетициях, давал оригинальные объяснения: "Надо, чтобы публика, когда слуги по лестнице тащат убитую, искалеченную Альгисту, вскочила с мест, отняла, освободила её". Но этого не случилось. Публика спокойно сидела на своих местах и скучала, не стремясь в "царство красоты". Скучали и мы, актеры, играя эту никому не нужную, никого не убеждающую фантазию Сологуба. Пьеса не имела успеха и была вскоре снята с репертуара.
        Спектакли "Победы смерти" совпали с самыми грустными днями не только моими, но и всех любящих театр и ценивших прекрасный талант В.Ф.Комиссаржевской. Как раз в это время болела оспой и умирала в Ташкенте Вера Федоровна. Каждое утро, придя в театр, мы со страхом подходили к доске, где вывешивались бюллетени о состоянии здоровья Веры Федоровны. 10 февраля старого стиля, в день моих именин, пришло известие о смерти Веры Федоровны. Я не была утром в театре и ничего не знала. Незлобин и несколько моих товарищей по театру, собравшись у меня вечером, скрыли от меня известие о смерти Комиссаржевской. Все сидели подавленные и, о чем бы ни говорили, разговор возвращался к Вере Федоровне и её болезни. На мои настойчивые вопросы, какие известия из Ташкента, они отвечали уклончиво. Я чувствовала, что случилось что-то страшное, но старалась уверить себя и других, что Вера Федоровна поправится, потому что у неё сильная воля и огромная любовь к жизни. Константин Николаевич молча, отрицательно покачал головой, и я тогда все поняла.
        Огромное несчастье обрушилось на всех нас, знавших и любивших Веру Федоровну. Большое, искреннее горе переживали все театры, утратив Комиссаржевскую. Но не только актеры оплакивали Веру Федоровну. Обе столицы - и Москва, и Петербург - были в трауре. Вера Федоровна была популярна и в провинции. На юге её боготворили. Её знали и любили в Сибири и в Средней Азии. Словом, не было уголка в России, где бы ни горевали по поводу смерти Веры Федоровны.
        Когда привезли гроб Комиссаржевской в Москву из Ташкента, вся Москва пришла на вокзал встречать её прах. Я никогда не видела такой массы людей, все эти люди были охвачены настоящим горем. Когда гроб перенесли на Николаевский вокзал, я поехала в театр на спектакль "Победа смерти". Было уже 7 часов, а я начинала первый акт. Надо было торопиться. Мучительно было играть спектакль для всех участников, для меня особенно. Я исполняла роль Альгисты. Пыткой было произносить такие слова: "О, как ненавижу я её изрытое оспой лицо". После этих слов что-то сжало мне горло, и я несколько мгновений молчала и только величайшим напряжением воли заставила себя продолжать. Почему Незлобин не отменил спектакль - непостижимо...

Цитируется по книге: "Павла Вульф. В старом и новом театре". М.: Всероссийское театральное общество, 1962.

Павла Леонтьевна ВульфВера Федоровна Комиссаржевская

двойной клик для получения большого фото


Если вы пользуетесь материалами этой страницы - ставьте ссылку
"АФИША: спектакли томских театров" /tafiz.ru
Copyright © 2001-2002 Андрей Киселев

Главная страница